Цель: повысить уровень знаний о проблеме сексуального насилия, его негативных последствиях, и сформировать навыки уверенного поведения.
Задачи:
1. Оценить установки и позиции участников относительно насилия;
2. Обсудить причины и последствия насилия;
3. Повысить осознание вреда и риска возникновения насилия;
4. Сформировать навыки уверенного поведения с целью профилактики насилия.
Ход занятия
Сегодня мы поговорим про сексуальное насилие. Об этой теме обычно не принято говорить, об этом часто умалчивается. Но насилия в нашем мире очень много. Зачастую трудно даже определить, что является насилием, а что нет.
Упражнение «Паутинка»
У меня в руках – клубок ниток. Я сейчас кину клубок другому участнику, одновременно держась за конец нитки, назову его имя и задам ему какой-нибудь вопрос о нем. Поймав клубок, участник наматывает нитку себе на палец, отвечает на вопрос и бросает клубок дальше, так же называя имя следующего и задавая ему вопрос. Таким образом должна образоваться паутинка между всеми участниками. Вот так же в жизни, в общении с другим человеком, можно легко запутаться и чтобы сохранить отношения и отстоять свои границы, очень важно сориентироваться и понимать, что делать дальше
Следующий этап – тот, у кого остался клубок, возвращает его обратно, называя имя участника. Так паутинка должна снова стать клубком. Вот такая вот игра. Теперь начнем двигаться к нашей лестнице безопасности.
Упражнение «Ценности»
Каждый участник получает карточки с жизненными ценностями (Приложение 1). Участников просят расположить предложенные ценности от самой важной к наименее важной. Какие-то карточки можно убрать, либо вписать недостающие ценности в пустую карточку по своему усмотрению.
Почему именно так расположились ценности?
Что для вас является самым важным?
Что нужно делать, чтобы ценности сохранялись?
Информационный блок Сексуальное насилие – принуждение человека к действиям с сексуальной окраской, чтобы получить сексуальное удовлетворение или материальную выгоду. Сексуальное насилие – это половой акт (анальный, оральный, вагинальный) без согласия партнера, изнасилование, принуждение к раздеванию, подглядывание за человеком в момент купания/переодевания, демонстрация половых органов, принуждение к просмотру порнографии, занятию проституцией, шлепки, нежелательные прикосновения и ощупывание частей тела (половых органов, груди).
Что может происходить с человеком, пережившим сексуальное насилие?
Ведущий записывает мнения участников, исправляет и дополняет их:
• Испытывает стыд, вину, тревогу, страх, боль;
• Страдает от депрессии;
• Делает попытки самоубийства;
• Убегает из дома;
• Может заразиться ИППП и ВИЧ-инфекцией;
• Может забеременеть;
• Может получить травмы половых органов;
• Могут появиться проблемы в сексуальной жизни;
• Могут начаться беспорядочные половые связи, занятие проституцией, или избегание секса вообще;
• Начинает употреблять наркотики и алкоголь.
Чтобы не попадать в рискованные ситуации, связанные с насилием, важно уметь их распознавать. Давайте сыграем в одну ролевую игру. Нам понадобятся два добровольца, юноша и девушка
Ролевая игра «Насилие или нет?»
Вызвавшиеся участники разыгрывают сценку по сценарию:
Парень и девушка стоят у входа в подъезд.
Парень: «Предки уехали на дачу, пойдем ко мне, потусим».
Девушка: «Да ну, знаю я тебя, опять приставать начнешь. Не хочу».
Парень: «Да ладно, что ты ломаешься».
Девушка: «Я сказала, не пойду».
Парень хватает ее за руку и тащит в подъезд.
Парень: «Я сказал, пошли ко мне!»
Обсуждение: Опасная ситуация или нет? Это насилие или нет?
Если да, то какое? Что можно сделать, чтобы предотвратить такую
ситуацию?
Упражнение «Как не стать жертвой насилия»
Сейчас вы будете участвовать в соревновании за приз. Его выигрывает тот
человек, который предложит последний способ того, как не стать жертвой насилия. Вы будете высказываться по очереди, а я буду ведущим «аукциона», и буду предоставлять вам слово. Начали!
Обсуждение: какие способы избежать насилия наиболее эффективны?
Подвести участников к следующему перечню:
• Четко говорить «Нет», когда тебе не нравится то, что происходит, или ты не
хочешь продолжения действий;
• С осторожностью относиться к новым людям и компаниям: чтобы узнать
человека, нужно время и общение;
• Быть трезвым, чтобы правильно оценивать ситуацию и вовремя реагировать;
• Заручиться чьей-либо поддержкой, если есть риск попасть в неприятную
ситуацию (быть с другом/подругой, оставить информацию о своем месте
нахождения, времени возвращения, попросить связаться с вами в определенное время и т.п.)
• Отказаться от дальнейшего общения и покинуть компанию, если вас провоцируют, унижают, оскорбляют.
А что делать, если избежать ситуации не удалось?
Обсуждение «Что делать?»
Давайте представим две ситуации и обсудим, что делать в таких случаях.
1. Что делать в момент совершения над вами физического или сексуального насилия?
• Не поддавайтесь панике, сконцентрируйтесь на оценке ситуации;
• Хороший способ нарушить план насильника – это совершить неожиданное действие, шокировать его (бросить ему в лицо горсть земли или песка, разбить окно, что также привлечет внимание, и т.п.);
• Защищаясь, старайтесь ударить изо всех сил или причинить боль;
• Привлекайте внимание окружающих криком (лучше всего кричать не «Помогите!», а «Пожар!», «Ребенку плохо!»)
2. Что делать, если насилие уже свершилось?
• Не оставайтесь один на один с произошедшим: найдите человека, с которым вы можете этим поделиться. Таким человеком может быть близкий родственник, друг, психолог;
• В случае изнасилования или физического насилия необходимо сразу обратиться в медицинское учреждение, чтобы получить медицинскую помощь и пройти освидетельствование. Перед этим не следует мыться и менять одежду;
• После получения медицинской помощи необходимо обратиться в милицию с заявлением о насилии;
• Обязательно обратитесь за помощью к психологу или позвоните на телефон доверия (детская круглосуточная телефонная линия 8 801 100 1611), где вам посоветуют, что делать дальше.
Обсуждение. Какие пункты плана наиболее эффективны? Какие у вас есть вопросы, мнения, переживания по поводу сказанного?
Обратная связь о занятии
Прежде чем завершить сегодняшнюю встречу, предлагаю ответить на два вопроса:
1. Что на этом занятии для вас было самым трудным?
2. Что для вас сегодня было самым важным?
Отвечайте, пожалуйста, как можно конкретнее.
Приложение 1
Карточки с жизненными ценностями
ЖИЗНЬ
НЕЗАВИСИМОСТЬ
ЛЮБОВЬ
ДРУЖБА
ЗДОРОВЬЕ
ДЕНЬГИ
НЕДВИЖИМОСТЬ
ДЕТИ
ОТДЫХ
СВОБОДА
УЧЕБА
РАБОТА
БЛИЗКИЕ
ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ
КАРЬЕРА
ВЗАИМОПОНИЕ
1. Оценить установки и позиции участников относительно насилия;
2. Обсудить причины и последствия насилия;
3. Повысить осознание вреда и риска возникновения насилия;
4. Сформировать навыки уверенного поведения с целью профилактики насилия.
Ход занятия
Сегодня мы поговорим про сексуальное насилие. Об этой теме обычно не принято говорить, об этом часто умалчивается. Но насилия в нашем мире очень много. Зачастую трудно даже определить, что является насилием, а что нет.
Упражнение «Паутинка»
У меня в руках – клубок ниток. Я сейчас кину клубок другому участнику, одновременно держась за конец нитки, назову его имя и задам ему какой-нибудь вопрос о нем. Поймав клубок, участник наматывает нитку себе на палец, отвечает на вопрос и бросает клубок дальше, так же называя имя следующего и задавая ему вопрос. Таким образом должна образоваться паутинка между всеми участниками. Вот так же в жизни, в общении с другим человеком, можно легко запутаться и чтобы сохранить отношения и отстоять свои границы, очень важно сориентироваться и понимать, что делать дальше
Следующий этап – тот, у кого остался клубок, возвращает его обратно, называя имя участника. Так паутинка должна снова стать клубком. Вот такая вот игра. Теперь начнем двигаться к нашей лестнице безопасности.
Упражнение «Ценности»
Каждый участник получает карточки с жизненными ценностями (Приложение 1). Участников просят расположить предложенные ценности от самой важной к наименее важной. Какие-то карточки можно убрать, либо вписать недостающие ценности в пустую карточку по своему усмотрению.
Почему именно так расположились ценности?
Что для вас является самым важным?
Что нужно делать, чтобы ценности сохранялись?
Информационный блок Сексуальное насилие – принуждение человека к действиям с сексуальной окраской, чтобы получить сексуальное удовлетворение или материальную выгоду. Сексуальное насилие – это половой акт (анальный, оральный, вагинальный) без согласия партнера, изнасилование, принуждение к раздеванию, подглядывание за человеком в момент купания/переодевания, демонстрация половых органов, принуждение к просмотру порнографии, занятию проституцией, шлепки, нежелательные прикосновения и ощупывание частей тела (половых органов, груди).
Что может происходить с человеком, пережившим сексуальное насилие?
Ведущий записывает мнения участников, исправляет и дополняет их:
• Испытывает стыд, вину, тревогу, страх, боль;
• Страдает от депрессии;
• Делает попытки самоубийства;
• Убегает из дома;
• Может заразиться ИППП и ВИЧ-инфекцией;
• Может забеременеть;
• Может получить травмы половых органов;
• Могут появиться проблемы в сексуальной жизни;
• Могут начаться беспорядочные половые связи, занятие проституцией, или избегание секса вообще;
• Начинает употреблять наркотики и алкоголь.
Чтобы не попадать в рискованные ситуации, связанные с насилием, важно уметь их распознавать. Давайте сыграем в одну ролевую игру. Нам понадобятся два добровольца, юноша и девушка
Ролевая игра «Насилие или нет?»
Вызвавшиеся участники разыгрывают сценку по сценарию:
Парень и девушка стоят у входа в подъезд.
Парень: «Предки уехали на дачу, пойдем ко мне, потусим».
Девушка: «Да ну, знаю я тебя, опять приставать начнешь. Не хочу».
Парень: «Да ладно, что ты ломаешься».
Девушка: «Я сказала, не пойду».
Парень хватает ее за руку и тащит в подъезд.
Парень: «Я сказал, пошли ко мне!»
Обсуждение: Опасная ситуация или нет? Это насилие или нет?
Если да, то какое? Что можно сделать, чтобы предотвратить такую
ситуацию?
Упражнение «Как не стать жертвой насилия»
Сейчас вы будете участвовать в соревновании за приз. Его выигрывает тот
человек, который предложит последний способ того, как не стать жертвой насилия. Вы будете высказываться по очереди, а я буду ведущим «аукциона», и буду предоставлять вам слово. Начали!
Обсуждение: какие способы избежать насилия наиболее эффективны?
Подвести участников к следующему перечню:
• Четко говорить «Нет», когда тебе не нравится то, что происходит, или ты не
хочешь продолжения действий;
• С осторожностью относиться к новым людям и компаниям: чтобы узнать
человека, нужно время и общение;
• Быть трезвым, чтобы правильно оценивать ситуацию и вовремя реагировать;
• Заручиться чьей-либо поддержкой, если есть риск попасть в неприятную
ситуацию (быть с другом/подругой, оставить информацию о своем месте
нахождения, времени возвращения, попросить связаться с вами в определенное время и т.п.)
• Отказаться от дальнейшего общения и покинуть компанию, если вас провоцируют, унижают, оскорбляют.
А что делать, если избежать ситуации не удалось?
Обсуждение «Что делать?»
Давайте представим две ситуации и обсудим, что делать в таких случаях.
1. Что делать в момент совершения над вами физического или сексуального насилия?
• Не поддавайтесь панике, сконцентрируйтесь на оценке ситуации;
• Хороший способ нарушить план насильника – это совершить неожиданное действие, шокировать его (бросить ему в лицо горсть земли или песка, разбить окно, что также привлечет внимание, и т.п.);
• Защищаясь, старайтесь ударить изо всех сил или причинить боль;
• Привлекайте внимание окружающих криком (лучше всего кричать не «Помогите!», а «Пожар!», «Ребенку плохо!»)
2. Что делать, если насилие уже свершилось?
• Не оставайтесь один на один с произошедшим: найдите человека, с которым вы можете этим поделиться. Таким человеком может быть близкий родственник, друг, психолог;
• В случае изнасилования или физического насилия необходимо сразу обратиться в медицинское учреждение, чтобы получить медицинскую помощь и пройти освидетельствование. Перед этим не следует мыться и менять одежду;
• После получения медицинской помощи необходимо обратиться в милицию с заявлением о насилии;
• Обязательно обратитесь за помощью к психологу или позвоните на телефон доверия (детская круглосуточная телефонная линия 8 801 100 1611), где вам посоветуют, что делать дальше.
Обсуждение. Какие пункты плана наиболее эффективны? Какие у вас есть вопросы, мнения, переживания по поводу сказанного?
Обратная связь о занятии
Прежде чем завершить сегодняшнюю встречу, предлагаю ответить на два вопроса:
1. Что на этом занятии для вас было самым трудным?
2. Что для вас сегодня было самым важным?
Отвечайте, пожалуйста, как можно конкретнее.
Приложение 1
Карточки с жизненными ценностями
ЖИЗНЬ
НЕЗАВИСИМОСТЬ
ЛЮБОВЬ
ДРУЖБА
ЗДОРОВЬЕ
ДЕНЬГИ
НЕДВИЖИМОСТЬ
ДЕТИ
ОТДЫХ
СВОБОДА
УЧЕБА
РАБОТА
БЛИЗКИЕ
ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ
КАРЬЕРА
ВЗАИМОПОНИЕ