Государственный школьный стандарт - это нормативный документ, устанавливающий обязательные требования к организации образовательного процесса, безопасности, дисциплине и сотрудничеству всех участников (учащихся, педагогов, родителей).
УТВЕРЖДАЮ
Директор Государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г.Глубокое имени П.Н.Свирко»
________ Ж.А.Кондратьева
29 августа 2025 г.
(наименование учреждения среднего образования)
ШКОЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 2 г.Глубокое имени П.Н.Свирко»
1. Настоящий школьный стандарт разработан на основании Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 сентября 2022 г. № 322.
2. Функционирование Государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 г.Глубокое имени П.Н.Свирко» (далее–Учреждение) осуществляется в соответствии с законодательством.
3. Учреждение самостоятельно осуществляет образовательную деятельность, подбор и расстановку кадров, разработку и принятие локальных правовых актов, а также иную деятельность в пределах, установленных законодательными актами и его уставом. Локальные правовые акты учреждения не противоречат законодательным актам.
4. Учреждение (в зависимости от типа, места нахождения и в соответствии с законодательными актами):
4.1. реализует учебную программу начального образования, учебную программу базового образования и учебную программу среднего образования;
4.2. имеет право:
реализовывать образовательные программы специального образования;
создавать условия для организации учебно-тренировочного процесса или организовывать учебно-тренировочный процесс в целях подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса;
осуществлять деятельность, приносящую доход;
участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению общего среднего образования;
размещать в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте сведения о кадровом составе педагогических работников (должность, фамилия, имя, отчество (при наличии), уровень образования, квалификация, сведения о наличии ученой степени, ученого звания, а также с согласия указанных лиц иные сведения о них);
проверять подлинность документа об образовании (свидетельства об общем базов образовании) путем направления запроса в Министерство образования о подтверждении факта его выдачи в случае возникновения сомнений в подлинности документа об образовании, выданного в Республике Беларусь, при приеме (зачислении) лица для получения среднего образования;
входить в состав членов ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;
осуществлять международное сотрудничество в области образования.
5. Учреждение обеспечивает:
качество образования;
подбор, прием на работу и расстановка кадров, повышение их квалификации;
соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;
создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов;
разработка и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся;
создание безопасных условий для обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся, педагогических и иных работников Учреждения в здании и на его территории (пропускной режим, перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию обучающимися, иные меры);
моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических и иных работников Учреждения;
меры социальной защиты обучающихся;
создание необходимых условий для организации питания и оказания медицинской помощи;
участие в формировании контрольных цифр приема;
ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних при поступлении (зачислении) в Учреждение со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, сведениями о наличии лицензии на образовательную деятельность, сертификатами и документами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, правилами внутреннего распорядка в общежитиях*, иными локальными правовыми актами Учреждения, содержащими права и обязанности обучающихся, а также по их запросу с учебно-программной документацией;
разработка с участием органа самоуправления, в состав которого входят законные представители несовершеннолетних обучающихся, порядка получения законными представителями несовершеннолетних обучающихся информации о ходе и содержании образовательного процесса, методах обучения и воспитания, результатах образовательной деятельности обучающихся;
оказание содействия уполномоченным государственным органам и иным организациям в осуществлении контроля за качеством образования.
6. В Учреждении не допускаются создание и деятельность политических партий, а также создание, анонимная или иная незаконная деятельность религиозных организаций.
7. При реализации образовательных программ общего среднего образования не допускается использование методов и средств обучения, образовательных технологий, наносящих вред физическому и психическому здоровью обучающихся.
8. При реализации экспериментально-инновационного проекта обеспечиваются защита прав и законных интересов участников образовательного процесса, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных образовательными стандартами общего среднего образования.
9. В Учреждении созданы условия для организации образовательного процесса:
учебно-методическое обеспечение;
кадровое обеспечение;
материально-техническая база.
10. Кадровые условия реализации образовательных программ среднего общего образования в Учреждении предусматривают:
укомплектование штата педагогических и других работников в соответствии со штатным расписанием;
наличие служебных (рабочих) инструкций для педагогических, руководящих и иных работников;
обеспечение повышения квалификации педагогических кадров;
проведение аттестации педагогических кадров.
11. Материально-технические условия реализации образовательных программ общего среднего образования обеспечивают:
11.1. освоение содержания программ общего среднего образования;
11.2. создание условий для активизации самостоятельной учебной деятельности обучающихся, удовлетворения их индивидуальных образовательных потребностей, развития творческих способностей, вовлечения их в проектную, исследовательскую и другие виды общественно значимой деятельности;
11.3. эффективное использование современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
11.4. реализация электронных услуг, используемых:
педагогическими работниками при организации, реализации и анализе результатов образовательного процесса;
обучающимися на учебных занятиях (уроках), при выполнении домашних заданий, в учебной, научно-исследовательской и проектной деятельности;
законными представителями несовершеннолетних обучающихся как участников образовательного процесса.
12. Учреждение имеет:
помещения, кабинеты, мастерские, участки, оснащенные мебелью, оборудованием и учебно-методическими материалами, необходимыми для организации образовательного процесса;
сооружения для занятий физической культурой и спортом;
медицинские помещения;
помещения для организации питания обучающихся, педагогических работников и других работников, оборудованные в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования;
иное имущество в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
13. Учреждение соблюдает требования законодательных актов в части:
санитарно-гигиенического обеспечения;
пожарной безопасности;
транспорта для обучающихся;
организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических сооружений, организации дорожного движения в местах расположения Учреждения;
организации безопасной эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений, спортивного оборудования и инвентаря;
установленного срока и требуемого объема текущего и капитального ремонта.
14. Запрещаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы Учреждения.
15. Педагогические работники Учреждения в соответствии с законодательными актами имеют право на:
защиту профессиональной чести и достоинства;
обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
обеспечение условий для охраны жизни и здоровья в процессе обучения и воспитания;
творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебно-методических изданий и средств обучения и воспитания;
доступ к учебным программам, учебно-методической документации, информационным и аналитическим материалам;
участие в актуализации, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;
участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной и международной деятельности;
участие в управлении Учреждением;
профессиональное развитие;
моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической, научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования;
объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;
ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы.
16. Педагогические работники Учреждения обязаны:
участвовать в реализации государственной политики в области образования;
организовывать работу на основе безусловного взаимного уважения между обучающимися, их законными представителями и коллегами;
добросовестно и эффективно выполнять профессиональные обязанности, постоянно повышать свой профессионализм;
формировать у обучающихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни;
быть честными, искренними, справедливыми и открытыми к общению;
проявлять доброту, вежливость и такт, избегать конфликтов в отношениях;
в пределах, установленных законом, сохранять в тайне доверенную им информацию;
содействовать созданию позитивных отношений между обучающимися и педагогическим коллективом;
соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве;
внешним видом, поведением и культурой общения должны соответствовать статусу педагогического работника.
17. Педагогические работники Учреждения не вправе оказывать платные консультационные услуги по отдельным учебным предметам, модулям, темам, в том числе помощь в подготовке к вступительным экзаменам (репетиторство), обучающимся, если это приводит к возникновению конфликта интересов педагогических работников.
18. Педагогическим работникам Учреждения запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях, а также побуждать обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и законодательным актам.
19. Обучающиеся Учреждения имеют право на:
получение образования по программам общего среднего образования;
создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья и познавательных возможностей;
уважение человеческого достоинства, защиту от физического и (или) психического насилия, жестокого, оскорбительного или унижающего обращения, унижения человеческого достоинства;
охрану жизни и здоровья в процессе обучения и воспитания;
пользование учебниками (учебными пособиями) в соответствии с законодательством;
бесплатное пользование библиотекой, учебными и физкультурными помещениями Учреждения;
участие в управлении Учреждения;
отдых во время перерывов, оздоровление во время каникул;
создание благоприятных условий для самообразования;
объективную оценку результатов образовательной деятельности;
сохранение места в Учреждении в случае направления на обучение и лечение в санаторно-курортную школу-интернат;
изучение содержания учебной дисциплины «Физическая культура и здоровье» в соответствии с группой здоровья;
посещение стимулирующих и/или поддерживающих занятий;
подбор факультативных занятий в пределах количества часов факультативных занятий, установленного учебным планом Учреждения, и с учетом предельно допустимой учебной нагрузки на одного обучающегося в неделю, установленной конкретными санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования;
изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в соответствии с учебным планом Учреждения;
получение питания в порядке, установленном законодательством;
участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях и других образовательно-массовых, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и других мероприятиях;
поощрение успехов в учебной, спортивной, общественной, научной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;
получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи;
участие в молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству;
участие в органах самоуправления Учреждения;
защиту от любых незаконных посягательств.
20. Обучающиеся Учреждения обязаны:
проявлять вежливость и дружелюбие в общении с педагогами и другими участниками образовательного процесса, быть честными и искренними;
активно участвовать в общественной жизни Учреждения;
добросовестно учиться, стремиться к качественному овладению знаниями, умениями, навыками, самообразованию и развитию своих способностей;
добросовестно и ответственно подходить к освоению содержания образовательных программ и программ воспитания;
уважительно относиться к членам своей семьи, педагогам, обучающимся и другим участникам образовательного процесса;
выполнять требования педагогов и законных представителей учащихся по использованию мобильных телефонов и иных средств связи и видеозаписи, подключению к сети Интернет, соблюдать правила поведения в интернет-пространстве;
поддерживать порядок на своем рабочем месте;
беречь свое здоровье и здоровье других участников образовательного процесса, уважительно относиться к их национальным и религиозным чувствам;
бережно относиться к имуществу Учреждения, соблюдать чистоту и порядок в Учреждении и на его территории.
21. Законные представители несовершеннолетних обучающихся в Учреждении имеют право на:
ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, сведениями о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельствами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, правилами внутреннего распорядка в общежитиях (при наличии), иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся, а также учебно-программной документацией;
получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности обучающихся в порядке, определяемом руководителем Учреждения, с участием органа самоуправления, в состав которого входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних обучающихся.
22. Законные представители несовершеннолетних обучающихся в Учреждении обязаны:
обеспечить условия для обучения и развития обучающихся;
создавать условия, необходимые для обучения, социализации, укрепления здоровья, саморазвития и самореализации ребенка;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
избегать конфликтов во взаимоотношениях с учителями и другими родителями, проявлять доброту, вежливость и тактичность;
поддерживать конструктивные и доверительные отношения с участниками образовательного процесса, взаимодействовать с педагогами по вопросам воспитания и обучения детей;
содействовать созданию позитивных отношений в классном коллективе и родительском сообществе;
соблюдать этические принципы и правила поведения, в том числе в интернет-пространстве, уважительно относиться к национальным и религиозным чувствам участников образовательного процесса;
внешним видом, поведением, культурой общения быть положительным примером для своего ребёнка.
23. Меры дисциплинарного взыскания, условия и порядок их применения в отношении обучающихся в Учреждении определяются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании












