Государственное учреждение образования "Средняя школа №2 г. Глубокое имени П. Н. Свирко"

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ: ВИДЫ, ФОРМЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ

 Родительское собрание "НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ: ВИДЫ, ФОРМЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ"

 Жестокое обращение с детьми (насилие) - это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

1. Эмоциональное (психологическое) насилие.

2.   Физическое насилие.

3.   Сексуальное насилие.

4.   Пренебрежение (заброшенность, беспризорность).

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ) НАСИЛИЕ – это хронические формы поведения, при которых ребёнка унижают, оскорбляют, высмеивают, тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы. Психологическое насилие включает в себя продолжающееся, длительное и распространяющееся поведение.

Выделяют 6 форм поведения родителей, приводящих к эмоциональному насилию:

1. Отказ родителей от детей.

2. Изоляция детей:

а) эмоциональная,

б) физическая.

3. Запугивание.

4. Постоянные оскорбления.

5. Игнорирование.

6. Развращение детей.

Симптомы и диагностика эмоционального насилия

Внешние показатели:

1.Отстает в физическом развитии;

2. Существенные недостатки в речевом развитии;

3. С трудом поддается воспитательному воздействию;

4. Отстает в общем развитии от детей своего возраста (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, моторики);

5.Ночное и/или дневное недержание мочи;

6. Психосоматические жалобы, такие как головная боль, боль в животе; говорит, что ему «плохо», колет в области сердца и т. д.

Эмоциональные и поведенческие реакции ребёнка:

1.        Слишком активно ведет себя, мешая другим;

2.        Имеет странные привычки (кусается, монотонно раскачивается, щиплется, сосет палец и т. д.);

3.        Плохо спит; ночные приступы страха;

4.        Не умеет играть с другими детьми;

5.        Всего боится;

6.        Часто имеет навязчивые идеи;

7.        Дает истерические реакции;

8.        Или наоборот: заторможен, отрешен, не включается в разговор или  работу;

9.        Эмоционально невосприимчив, равнодушен;

10.      Грустен, депрессивен;

11.      «Приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла.

Последствия

Ежедневные крики в доме, унижающие высказывания, конечно, оставляют глубокий след в психике ребёнка и влияют на формирование его как личности.

Личностные особенности ребёнка, подвергающеюся эмоциональному насилию:

1. Заниженная самооценка;

2. Низкий уровень самоуважения;

3. Агрессивность или безразличие;

4. Чувство одиночества и ненужности;

5.  Отсутствие друзей;

6. Небольшой стресс вызывает чувство тревоги и возбуждения.

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ - это любое неслучайное нанесение телесных повреждений ребёнку в возрасте до 18 лет родителем или лицом, осуществляющим опеку. К физическому насилию относят также случаи, когда родители умышленно не предотвращают возможности причинении телесных повреждений.

Симптомы и диагностика физического насилия

Внешние показатели:

1.Синяки и кровоподтеки на теле в различной степени заживания, нанесенные шнуром, ремнем, палкой и т. д.

2. Необъяснимые следы ожогов, как правило, от сигарет на пятках, ладонях, спине и ягодицах.

3. Ожоги горячим предметом (от зажигалки, сковородки, утюга и т. д.).

4. Внутренние повреждения (разрыв печени, в результате удара в живот).

5. Переломы, вывихи или растяжения, главным образом черепа, носа, лица, в разных стадиях заживания.

6.  Наличие на голове участков без волос.

7.  Шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами.

8.  След от руки, следы укусов на коже.

9.  Необычное состояние ребёнка после насильственного приема лекарств или алкоголя.

10. Умерший ребёнок с признаками насилия.

Эмоциональные и поведенческие реакции у ребёнка:

1. Ощущает тревогу в общении с взрослыми.

2.  Испытывает чувство вины.

3. Проявляет крайние формы поведения; или агрессивность, или нежелание общаться.

4. Боится родителей.

5. Боится идти домой.

6. Жалуется, что родители бьют.

7. Часто смотрит в одну точку, ничего не видя вокруг.

8. Может долго лежать на одном месте, озираясь вокруг.

9. Не плачет при осмотре врача.

10. Путано отвечает на вопросы.

11. Болезненно реагирует на плач других.

12. Иногда ведет себя чрезмерно по-взрослому.

13. Пытается манипулировать другими, чтобы привлечь к себе внимание.

14. Имеет низкую самооценку.

15. Необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребёнок - теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут).

16. Побег из дома.

17. Ношение неподходящей к погодным условиям одежды (чтобы скрыть кровоподтеки).

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ — это использование ребёнка и подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

В целом в литературе не существует единого мнения по поводу определения сексуального насилия, так как оно может включать в себя такие понятия, как сексуальное оскорбление, сексуальное нападение, изнасилование, развращение, инцест, показ порнографии детям, использование детей для производства порнографической продукции и проституции.

Инцест - это сексуальные контакты между двумя людьми, связанными тесными родственными узами, невзирая на возраст. Инцест может происходить между отцом и дочерью, отцом и сыном, братом и сестрой, матерью и дочерью, наиболее частым вариантом является насилие со стороны отца или отчима. Проблема инцеста является одной из самых сложных, так как насилие совершается близким родственником.

Симптомы, диагностика и последствия сексуального насилия

Симптомы

Внешние показатели:

1. Порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье.

2. Трудности при ходьбе и сидении.

3. Жалобы на боль в области половых органов, боли в животе непонятного происхождения, головная боль.

4. Опухоль или раздражение в области половых органов.

5. Синяки на внешних половых органах.

6. Кровотечение из половых органов.

7. Выделение из половых органов.

8. Гематомы на груди, ягодицах, нижней части живота, бедрах.

9. Следы спермы на одежде, коже и в области половых органов, бёдер.

Характер травм и заболеваний:

1. Повреждение генитальной, анальной области, в том числе нарушение целостности девственной плевы.

2. «Зияние ануса».

3. Заболевания, передающиеся половым путем.

4. Беременность.

5. Венерическая болезнь.

6. Недержание кала («пачкание одежды»), энурез.

7. Нервно-психические расстройства.

8. Психосоматические расстройства.

9. Мочеполовые инфекции и боли в горле.

Особенности психического состояния и поведения ребёнка:

Дети дошкольного возраста:

1.Ночные кошмары и нарушение сна.

2.Встревоженность и страхи.

3.Регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста).

4.Несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также сексуально-агрессивные игры со сверстниками, игрушками или с самим собой.

5.Открытая мастурбация.

6.Боится оставаться один с кем-то.

7.Жалуется взрослым на сексуальные посягательства.

Дети младшего школьного возраста:

1.Резкое ухудшение успеваемости.

2.Посттравматические стрессовые расстройства, неспособность концентрироваться.

3.Несвойственные возрасту знания о половых вопросах, сексуально-окрашенное поведение.

4.Гнев, агрессивное поведение.

5.Ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками.

6.Деструктивное поведение.

7.Мастурбация.

Подростки:

1.Депрессия.

2.Низкая самооценка.

3.Агрессивное, антисоциальное поведение.

4.Проблемы в школе.

5.Социальная изоляция.

6.Затруднения с половой идентификацией.

7.Сексуализированное поведение.

8.Угрозы и попытки самоубийства.

9.Употребление алкоголя, наркотиков.

10.Проституция, беспорядочные половые связи.

11.Уходы из дома.

12. Насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ - это форма жестокого обращения с детьми, при которой родителями или опекунами не обеспечиваются элементарные нужды ребёнка, такие, как еда, одежда, образование и забота о здоровье.

Симптомы, диагностика и последствия пренебрежения детьми

Пренебрежение физическими нуждами ребёнка

Внешние показатели и поведенческие реакции:

1.Очень худой или очень толстый ребёнок. Из-за неправильного, несоответствующего возрасту питания ребёнок или не прибавляет в весе, или наоборот выглядит очень толстым. Может быстро прибавлять в весе, пока находится в больнице.

2.Очень бледный, анемичный ребёнок. Родители не следят за тем, чтобы ребёнок получал все витамины и необходимые для его развития продукты.

3.Грудной ребёнок "ищет еду" губами. Мать забывает кормить или не хочет кормить ребёнка; или дает ему пищу, несоответствующую возрасту.

4.Жадно ест, когда предлагают.

5.Опрелости у грудных детей, постоянно грязный ребёнок. Ребёнку не меняют пеленки, не моют его, не выполняют элементарные гигиенические требования.

6.Ребёнок одет не по погоде. В холодную погоду ребёнок ходит без теплой одежды и обуви.

Пренебрежение эмоциональными потребностями ребёнка

Поведенческие и эмоциональные реакции:

1.Ребенок не ищет инициаций со стороны родителей. Зная, что родители только раздражаются, когда ребёнок ищет их внимания, он перестает просить у них помощи и старается как можно реже обращаться к ним.

2.Неласковый ребёнок. Ребёнок моделирует поведение родителей, которые никогда не проявляют нежных чувств по отношению к нему (не гладят его по голове, не берут на руки, не целуют).

3.Старается привлечь внимание любого взрослого, виснет на нём. С удовольствием уходит с чужими.

4.Ребёнок, испытывающий чувство одиночества. Несчастный ребёнок. Ребенок часто находится запертым один дома.

Пренебрежение поддержанием и восстановлением здоровья ребёнка:

1.Ребёнка не показывают врачу, когда это требуется по состоянию здоровья, не лечат его.

2.Отказываются от необходимых процедур, прививок, предписания врачей.

3.Не проводят обследования ребёнка.

4.Не вызывают скорую помощь, когда это необходимо.

Пренебрежение получением ребёнком образования:

Внешние показатели и поведенческие реакции:

1.Задержка психического развития и речи.

2.Ребёнок пропускает школу или часто опаздывает.

3.Ребёнок пропускает школу по причине того, что смотрел за другими детьми.

4.У ребёнка может быть "школьный невроз" из-за страха перед школой и отсутствия помощи родителей.

5.Всегда невыполненные домашние задания.

6.Родители не бывают в школе и не интересуются успеваемостью ребёнка.

Как избежать жестокого обращения в семье?

Для этого родителям необходимо знать и учитывать возрастные особенности развития ребенка, его нужды и желания.

РЕБЁНОК С 7 ДО 13 ЛЕТ

Взросление детей и кризис 7 лет всегда сопровождаются трудностями во взаимоотношениях детей и родителей. Начиная с 7-летнего возраста, ребёнок вступает в новую фазу жизни, где главной становится идея обучения. Теперь все усилия направлены только на успехи в учебе, получение хороших отметок, установление отношений с учительницей и новым коллективом. Игра отходит на второй план, но все еще важна для ребёнка. Только игра теперь тоже меняет содержание, она снижает свое развивающее значение.

Ребёнок в возрасте от 7 до 13 лет также переживает два возрастных кризиса. Часто родителям кажется, что они вообще не в состоянии справиться с ребёнком.

Кризис 7 лет связан с изменением ведущей деятельности ребёнка и его обобщением переживаний по поводу успеха или неуспеха. Также ребёнок 7 лет способен оценивать свои возможности и способности. Возникает ориентация на нормы и правила, созданные взрослыми. Обычно ребёнок ведет себя плохо только в присутствии близких взрослых. Плохое поведение ребёнка состоит в игнорировании привычных правил и носит характер избегания.

Кризис 13 лет (подростковый) характеризуется эмоциональной неустойчивостью, резкими изменениями в поведении. Нарушения носят провокационный, конфликтный характер.

Ощущение себя личностью, чувство взрослости, развитие самосознания придают подростку уверенности и силы. 13-14 лет обычно последний возраст, указанный в литературе, когда родители еще прибегают к физическим наказаниям.

Стратегия для родителей, имеющих подростков:

1.  Показывайте подростку свою заинтересованность в его делах;

2.  Уважайте взгляды подростка;

3.  Дайте подростку почувствовать, что, несмотря на его свободу и независимость, вы всегда готовы помочь и защитить;

4.  Будьте гибкими со старшими детьми и подростками, слушая их и ведя переговоры, вы уменьшаете силу их неприятия родительских решений;

5. Уважайте потребность подростка к уединению. У него должно быть его личное пространство, время наедине с собой и тайны по поводу его личных отношений;

6.  Дайте подростку добавочное время для выполнения вашего задания или просьбы;

7.  Составьте и напишите семейные правила;

8. Почитайте на досуге буклеты и брошюры для родителей. Они рассказывают о банальных истинах, но лишний раз заставляют задуматься о методах воспитания.

ПРОФИЛАКТИКА СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

Гораздо легче предотвратить сексуальное насилие в отношении вашего ребёнка, чем испытывать глубочайшее чувство вины за то, что не уберегли его.

Родители должны знать, что:

1. Жертвами насилия могут быть как девочки, так и мальчики.

2.  Насилие может совершаться в отношении детей всех возрастов, включая и детей до 1 года.

3.  В 85-98% случаев дети знакомы с насильником. И не просто знакомы, а часто испытывают к нему чувство любви и доверия.

4.   Чаще всего насилие происходит в доме жертвы, либо в доме насильника.

5.  Насильником может быть человек любого возраста, любой расы и любого социального положения.

6.  Сексуальное насилие ничего общего не имеет со страстью, это проблема власти.

Защитить детей от сексуального насилия - одна из главных задач родителей.

Советы родителям:

1. Запомните правило «три К», всегда знайте: Куда пошел ваш ребенок; Кто пошел с ним и Когда он должен вернуться.

2. Всегда отмечайте взрослых, которые уделяют слишком много внимания вашему ребёнку и дарят ему дорогие подарки, покупают сладости, ищут возможности остаться наедине с вашим ребёнком и т. д.

3. Ваш ребёнок должен знать с детства, кто его может трогать, а кто нет, и какие части тела считаются интимными. А также, что интимные части тела никто (кроме самого ребёнка, врача и мамы) не может трогать. Для того чтобы ребёнок понял, о чем идет речь, используйте выражения типа: «у тебя под одеждой», «у тебя под трусиками». Можно также добавить: «если кто-нибудь захочет потрогать тебя здесь, скажи мне». Пусть ребёнок выучит правила сексуального поведения, приведенные ниже.

4. Объясните детям разницу между «плохим» и «хорошим» секретом. Например, скажите, что хранить в секрете сюрприз на день рождения — это хорошо, но не рассказать взрослым, если кто-то доставляет тебе неприятные ощущения или обижает тебя — это плохо.

5. Научите детей доверять интуиции и говорить «нет» в ситуациях, когда они чувствуют себя с кем-то некомфортно.

6. Не оставляйте маленьких детей одних на площадках, в магазине, в парке без наблюдения близких взрослых.

7. Объясните детям, что они не должны подходить к незнакомым машинам и к незнакомым людям. Дети также не должны уходить даже со знакомыми людьми прежде, чем спросят вашего разрешения.

8. Научите подростков выбирать самый безопасный (а не самый близкий) путь возвращения вечером домой. Также вы должны знать, с кем они пойдут или кто их будет встречать.

9. Слушая ребёнка, применяйте «активное слушание». Ребёнок должен знать, что если его что-либо беспокоит, вы всегда выслушаете и поможете.

10. Соблюдайте правила сексуального поведения при детях, приведенные ниже.

Правила сексуального поведения для детей (по Barbara Bonner):

1.Можно дотрагиваться до своих интимных частей тела, будучи наедине с собой.

2.Нельзя дотрагиваться до интимных частей тела другого человека.

3.Нельзя позволять другим людям дотрагиваться до ваших интимных частей тела.

4.Нельзя показывать интимные части тела другим людям.

5.Контролируйте свое сексуальное поведение, чтобы окружающие чувствовали себя комфортно.

Правила сексуального поведения для взрослых:

1.Контролируйте игры детей, чтобы знать, где они и что они делают. Не разрешайте играть при закрытых дверях, если вы не уверены в ком-либо из детей.

2.Желательно, чтобы ребёнок не купался в ванной с другими детьми и не спал в одной кровати с кем-либо. Также предпочтительно, чтобы ребёнок спал в комнате один.

3.Нельзя давать возможность детям подавлять младших или уязвимых детей.

4.Нельзя держать в доме откровенно сексуальные материалы.

5.Взрослые должны быть наедине в ванной или спальне. В доме должны быть установлены четкие правила о вхождении ребёнка и спальню к взрослым (например, стук в дверь). Если взрослые собираются заняться сексом, они должны принять меры, чтобы дети не могли войти или наблюдать их частично раздетыми, или откровенно разыгрывать сексуальное поведение, когда это могут видеть дети.

6.Взрослые должны быть скромны при детях. Нельзя ходить раздетыми или обнажёнными, если дети находятся рядом. Однако совершенно нормально, если вы показываете доброе отношение друг к другу.

7.Не разрешайте ребёнку спать или купаться со взрослыми.

8.Взрослые должны научить ребенка соблюдать эти правила. Важно, чтобы и дети, и взрослые соблюдали их.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ

РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ

Все родители должны знать, что если у них есть ребенок, то они обязаны заботиться о нем наилучшим образом. Причем знать это должны как матери, так и отцы, даже если они не живут с ребёнком. Ничто не является оправданием того, что дети лишены присмотра, не накормлены, вовремя не вылечены и т.д.

Что нужно каждому ребёнку, чтобы вырасти здоровым и полноценным человеком:

1. Уважение. Идеи вашего ребёнка о том, что является самым важным, могут быть отличными от ваших. Постарайтесь помнить об этом, когда ваш ребёнок хочет сказать вам что-нибудь срочно, даже тогда, когда вы очень заняты.

2. Физическая забота. Это понятие включает в себя тепло в доме, адекватную одежду и достаточное количество еды, вовремя сделанные прививки, лечение, обеспечение безопасности ребёнка и т. д.

3.  Похвала и призы. Они помогут ребёнку чувствовать уважение к себе и доверие к взрослым.

4.  Внимание. Слушайте детей, и не только тогда, когда они что-то говорят словами, но и тогда, когда они пытаются показать вам это всем своим поведением.

5.  Доверие. Дайте знать ребёнку, что вы доверяете ему, и что бы ни случилось, вы ему поверите и поможете,

6.  Любовь. Это самое необходимое, в чем нуждается любой человек.

Что должен делать каждый родитель, чтобы обеспечить ребенка всеми нуждами:

1. Хорошо и правильно кормите ребёнка, вовремя лечите, одевайте соответственно погоде и возрасту.

2. Следите за развитием ребёнка и за успеваемостью в школе.

3. В большинстве ситуаций дети в возрасте до 8 лет не должны быть одни, особенно в крупных городах. Даже когда они играют с другими детьми, кто-то из близких взрослых должен присматривать за ребёнком.

4. Никогда не оставляйте детей без присмотра в таких местах, как парки или магазины. Не оставляйте их также в машине или около магазина, даже если вы вышли только на несколько минут.

5. Если вы находитесь в людном месте, не отпускайте руку ребенка ни на минуту. Не уходите слишком далеко вперед от ребенка.

6. Как только ребёнок будет способен запомнить, научите его, как его полностью зовут, адрес и номер телефона. Потренируйтесь с ним, пока не убедитесь, что он запомнил.

7. Уже с двух или трех лет вы можете начинать учить ребёнка личной безопасности. Скажите ему очень простым языком, что он никогда, ни с кем не должен уходить, прежде чем не спросит разрешения у родителей.

8. Более старших детей научите правильно переходить дорогу, делать покупки и спрашивать у взрослых дорогу, если они её забыли. Дети должны всегда говорить вам, куда они идут, с кем и когда вернутся.

9. Запишите себе имена, адреса и телефоны всех друзей, у которых может быть ваш ребёнок.

10. В очень людных местах нужно обговорить заранее, где вы встретитесь, если потеряете друг друга (около справочной или кассы № ...), Убедитесь, что ребёнок знает, к кому нужно обратиться за помощью. Это должен быть не просто взрослый, а надежный взрослый — полицейский, взрослый с маленьким ребёнком, работник магазина.

11. Помогите воспитать в ребёнке такие качества как самоуважение, используя много поощрений, любви и внимания. Опасные взрослые или те, кто плохо воспитывает своих детей (оставляет их без присмотра, плохо кормит и т. д.), должны быть исключены из круга общения вашего ребёнка.

12. Научите ребёнка, что он никогда не должен делать для взрослых то, что им не хочется или не нравится,  даже для тех, кого они хорошо знают. Никогда не заставляйте детей целовать или обнимать тех  взрослых, с которыми они не хотят делать это.

13. Слушайте детей, особенно тогда, когда они стараются сказать вам о вещах, которые их беспокоят. Дайте  детям знать, что вы всегда воспринимаете их серьезно и сделаете все, чтобы они чувствовали свою безопасность.

Полезные ссылки

Контакты

Адрес: ул. Вольная д. 29, г. Глубокое, Витебская область, 211793
Телефон: +375 (2156) 5-56-72
E-mail: glubsch2@obr.vitebsk.by

 
© 2025 ГУО "Средняя школа №2 г. Глубокое имени П. Н. Свирко". Все права защищены. Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь на обработку персональных данных.