Государственное учреждение образования "Средняя школа №2 г. Глубокое имени П. Н. Свирко"

Заседание родительского университета «Как уберечь ребёнка от насилия?»

25 октября 2025 года прошло очередное заседание родительского университета на тему «Как уберечь ребёнка от насилия?» с целью ознакомления  родителей учащихся с понятием насилия, видами и последствиями насилия, а также рекомендациями, которые позволят уберечь подростка от жестокого обращения и агрессии.

 

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми и подростками связана с тем, что насилие в отношении детей и подростков или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие, нарушают их социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Насилие, пережитое в детском или подростковом возрасте, является серьезным травматическим событием, которое может оказывать значительное негативное влияние на поведение и благополучие человека на протяжении всей его жизни.

Насилие – это любой совершенный акт, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психическому здоровью, а также угроза совершения таких актов.

Виды насилия.

Специалисты выделяют четыре основных вида насилия:

1 физическое;

2 психологическое (эмоциональное);

3 сексуальное;

4 неудовлетворение основных жизненных потребностей детей и подростков.

Стоить отметить, что обычно ребенок или подросток подвергается не одному виду насилия, а нескольким или даже всем сразу. При описании смешанных видов насилия принято выделять основной из них или указывать те, которые имеют преобладающий характер. Насилие, пережитое в детстве, не проходит бесследно – оно накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Плохие отношения, непонимание между родителями и детьми часто порождают «цепочку» осложнений у современных детей и подростков, начиная от трудностей в школе и заканчивая личностными проблемами. Теперь давайте рассмотрим более подробно каждый из видов насилия.

  1. Физическое насилие – все агрессивные формы поведения, представляющие собой физическое воздействие на человека, включая ограничение свободы передвижения. Это – избиение, толчки, царапины, плевки, шлепки, пощечины, хватание, бросание предметами, нанесение ударов руками и ногами, удушение, использование оружия, нанесение ожогов и др.
  2. Эмоционально-психологическое насилие выражается в унижении, запугивании, принуждении и изолировании. Оно включает словесные оскорбления, постоянную критику мыслей, чувств, мнений, убеждений, действий; постоянные допросы, шантаж, угрозы насилия по отношению к себе, жертве; совершение насилия в отношении детей, родителей, домашних животных; повреждение имущества; контроль или ограничение круга общения жертвы, телефонных разговоров; преследование, прерывание сна, процесса еды, и т. д.
  3. Сексуальное насилие или оскорбление квалифицируется в тех случаях, когда были предприняты следующие действия по отношению к ребенку или подростку: сексуальный контакт между взрослым и сексуально незрелым ребенком с целью получения взрослым сексуального удовольствия; использование силы, угроз или обмана с целью вовлечения подростка в сексуальную активность; сексуальный контакт, при котором подросток не способен контролировать свои взаимоотношения со взрослыми в силу возрастных и физических особенностей.
  4. Пренебрежение основными   нуждами   ребенка   (моральная жестокость) заключается в нежелании или неспособности родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворять основные нужды подростка, необходимые для развития физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.

 

Главными последствиями насилия являются:

- низкая самооценка;

- повышенная тревожность;

- агрессия и аутоагрессия;

- неспособность к доверительным отношениям с другими людьми,

одиночество;

- частые депрессивные состояния;

- подозрительность и недоверие;

- импульсивность и поведенческие расстройства;

- мысли о самоубийстве;

- чувство вины, пессимизм, негативные установки;

- склонность к зависимости от окружающих;

- эмоциональные проблемы;

- асоциальное поведение;

- неадекватное сексуальное поведение;

- потеря интереса к школе и др.

 

Чтобы понять, проявляете ли вы насилие в отношении своего ребенка, необходимо сделать следующее:

  • Прочитать определения видов насилия и ознакомиться с перечнем его последствий.
  • Вспомнить, кто и когда применял к вам хотя бы один из перечисленных видов насилия. Это нужно для понимания того, не действуете ли вы по усвоенной в детстве схеме, которая руководит вашим поведением и сегодня. • Подумать, какой из видов насилия вы применяли или применяете в настоящее время. Зачастую признать свое поведение недостойным трудно, но это первый шаг к изменениям.
  • Осознать, можете ли вы самостоятельно прекратить насильственные действия. В настоящее время есть много возможностей получить квалифицированную помощь (на бесплатной или на платной основе) в центрах, где работают психологи.

Несколько рекомендаций для установления доверительных отношений с ребенком.

  • Приглашайте к себе домой друзей своего ребенка. Конечно, это хлопотно, но это стоит ваших усилий. В результате ваш ребенок будет доверять вам, и у него появится хорошая привычка: он будет знакомить вас со своими новыми друзьями.
  • Старайтесь быть дома к тому моменту, когда ребенок должен вернуться домой.
  • Выражайте радость по поводу прихода ребенка домой. Обнимайте ребенка. • Просите ребенка писать вам письма с рассказом о своих чувствах и переживаниях. И сами пишите такие письма ему.
  • Оставляйте ребенку специальные записочки с поручениями и похвалами.

  

Куда обращаться за помощью в ситуации насилия?

https://rooglub.gov.by/regionalnye-karty-pomoshchi

  

Памятки для родителей по вопросам половой неприкосновенности детей

 

Уважаемые родители!

 

Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы – самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя».

– Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.

– Нельзя заходить с ними вместе в подъезд, лес и другие нелюдные места.

– Нельзя садиться в чужую машину.

– Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.

– Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»

– Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.

– Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.

– Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.

– Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?

– Вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;

– Постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения;

– Уход от контактов, изоляция от друзей и близких или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание;

– Нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;

– Отсутствие целей и планов на будущее;

– Чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния;

– Пессимистическая оценка своих достижений;

– Неуверенность в себе, снижение самооценки.

– Проблемы со сном, кошмары, страх перед засыпанием.
– Головные боли, боли в желудке, соматические симптомы.
– Повышенная агрессивность и (или) высокая активность (гиперактивность).
– Постоянная тревога по поводу возможной опасности или беспокойство по поводу безопасности любимых людей.
– Признаки, связанные со здоровьем.
– Нежелание общения и неучастие в играх и любимых занятиях.
Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии.

 

Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации.

— Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый — самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.

— Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.

— Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.

— Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.

— Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.

— Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.

Полезные ссылки

Контакты

Адрес: ул. Вольная д. 29, г. Глубокое, Витебская область, 211793
Телефон: +375 (2156) 5-56-72
E-mail: glubsch2@obr.vitebsk.by

 
© 2025 ГУО "Средняя школа №2 г. Глубокое имени П. Н. Свирко". Все права защищены. Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь на обработку персональных данных.