27 сентября 2025 года прошло первое заседание родительского университета в 2025/2026 учебном году на тему «Мир детских эмоций: развиваем эмоциональный интеллект» с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей в области развития эмоциональной сферы учащихся.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок (дети) стал(и) успешными в жизни. Он даёт им знания, развивает их, готовит к взрослой жизни. Новейшие исследования показывают, что во многом успешность взрослого человека в обществе определяется не столько академическими знаниями и уровнем общего интеллекта (IQ), сколько умением управлять своим эмоциональным состоянием и предсказывать реакции окружающих (EQ).
Для того чтобы ребенок смог успешно адаптироваться в обществе, ему нужно научится уметь контролировать свои чувства и эмоции, осознанно влиять на них и уметь распознавать и признавать чувства других людей, т.е. обладать развитым эмоциональным интеллектом. Наша цель - понять, как формируются знания и проявляются эмоции и как ими управлять.
Эмоциональный интеллект в мире стали изучать сравнительно недавно – чуть больше одного десятилетия. Что же это за понятие? На сегодняшний день эмоциональный интеллект рассматривается, как способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.
Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Цитируя Аристотеля.
Каждый может разозлиться - это легко, но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько на сколько нужно, и тогда когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так как нужно - это дано не каждому.
Согласно Д. Гоулману, «структура эмоционального интеллекта включает четыре компонента:
- самосознание,
- самоконтроль,
- социальное понимание,
- управление взаимоотношениями.
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, потому что именно в эти периоды дети часто находятся в плену эмоций, поскольку еще не могут управлять своими чувствами, и это может приводить к импульсивности в поведении, к сложностям в общении со сверстниками и взрослыми.
Эмоции и разум – сообщающиеся сосуды. В состоянии покоя они приводят к нужному результату. Захлестнули эмоции - разум «упал», действуем необдуманно. Эмоциональное развитие в младшем школьном возрасте опережает интеллектуальное, поэтому развитие эмоционального интеллекта является одной и важных тем. Недостаточное формирование этой сферы психики, может повлечь за собой возникновение многих внутриличностных и межличностных проблем и конфликтов, например, таких как непринятие себя и других, неумение работать в команде, неумение управлять своими эмоциями и т.д.
Мы должны учить детей не просто распознавать свои и чужие эмоции, но и учить управлять ими, развивать умение строить коммуникации, мы должны воспитывать духовных личностей, способных проявлять добрую волю.
Прежде чем начинать работать с умением управлять своим эмоциональным состоянием (EQ), необходимо познакомить детей с главным понятием, с эмоциями.. Какие эмоции мы знаем?
Тридцать одна эмоциональная зона выделена российскими психологами: агрессия, боль, волнение, возбуждение, восторг, гнев, гордость, горе, грусть, жалость, жадность, ненависть, настроение, любовь, испуг, интерес, жестокость, обида, отвращение, ощущение, покой, равнодушие, радость, состояние (душевное), совесть, страх, стыд, счастье, уважение, удивление, эгоизм.
Каждая из этих зон имеет свой круг эмоциональных состояний в той или иной мере сопряженных с доминантной эмоцией.
Знакомим детей с 5 базовыми эмоциями и помогает нам в этом мультфильм, разработанный совместно с психологами в 2015 году – «Головоломка».
Мультфильм «Головоломка»
https://yandex.by/video/preview/2036830259156938755
Памятка для родителей
«Копилка идей для развития
эмоционального интеллекта»
- КОРОБОЧКА ЭМОЦИЙ
Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример:
- Зрение: счастливая улыбка ребенка.
- Слух: шум морской волны.
- Вкус: сладкая клубника.
- Обоняние: ароматы леса после дождя.
- Осязание: объятия любимого человека.
- ЯЗЫК ЭМОЦИЙ
Он поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с ребенком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую..., потому что..., и я хотела бы...».
На примере общения с ребенком эта формула может звучать так: «Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберемся».
- ЧТО Я ЧУВСТВУЮ СЕГОДНЯ
Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда...». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребенка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.
- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОТОАЛЬБОМ-ПУТЕШЕСТВИЕ
Интересно фотографировать не только в стиле «я и достопримечательности». Попробуйте делать эмоциональные фотографии: «А! Эта пальма как огромный кактус – надо его попробовать», «Башня не падает?!», «Жуууук!».
Поверьте, такие фотографии очень приятно рассматривать всей семьей. А еще по ним можно делать рассказ о путешествии. Распечатываете несколько фотографий, перемешиваете и создаете новую историю вашей поездки.
- ЭМОЦИИ В КРАСКАХ
Можно сделать свою галерею эмоций, где каждая картина – это эмоция, выраженная теми красками и композицией, которую выбирает ребенок. Очень здорово рисовать одновременно и сравнить, какими у вас получились радость, грусть, злость.
- КОМПАС ЭМОЦИЙ
Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять.
Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация.
Например, мама может выбрать карточку «радость» на понятие «1 сентября», а дочка – «страх». Детям сложно проговорить о своих эмоциях. А в игре они раскрывают их.
И не забывайте про чтение книг и хорошую музыку. Это неустаревающие ресурсы для познания себя, окружающих и всего мира.












