3 мая 2025 года прошло очередное заседание родительского университета на тему «Гиперактивный ребёнок в школе» с целью ознакомления с понятием «гиперактивный ребёнок», «СДВГ» и оказания помощи детям в нормализации поведения в школьной и повседневной жизни.
Период школьного детства — один из важнейших периодов в жизни человека, который накладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Сколько радужных надежд связано у семьи с поступлением ребёнка в школу: каждый малыш хочет учиться только отлично. Однако уже в начальных классах многие дети испытывают не только трудности в обучении, но и в соблюдении правил поведения и работы в классе. Кроме того, у них возникают проблемы при общении со своими одноклассниками.
Что делать, если ребёнок постоянно находится в движении, не может спокойно играть со своими сверстниками, легко отвлекается, забывчив и невнимателен, моментально переключается на любую постороннюю мелочь и, кажется, совсем не учится на своих ошибках, действует импульсивно, не думая, что это приводит ко многим неприятным ситуациям и замечаниям в его адрес? Что кроется за этим?
Весь этот перечень отклонений объединяется общим названием — «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ).
РЕБЕНОК С СДВГ – КАКОЙ ОН?
• Невнимательный
o С трудом удерживает внимание во время выполнения школьных заданий и во время игр
o Часто допускает ошибки из-за небрежности
o Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь
o Часто оказывается не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца
o Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания
o Избегает, очень не любит задания, требующие длительного сохранения умственного напряжения.
o Часто теряет свои вещи
o Легко отвлекается на посторонние стимулы
o Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях
• Гиперактивный
- Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках и т.п.
- Часто встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте
- Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т.д.
- Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге.
- Часто находится в постоянном движении, «будто к нему прикрепили мотор».
- Часто бывает болтливым
• Импульсивный
- Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца.
- Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях
- Часто на уроке не может дождаться, пока его спросит учитель и выкрикивает с места.
- Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.
Если вы наблюдаете у ребенка 5 и более признаков невнимательности из перечисленных выше и 5 и более признаков гиперактивности и импульсивности, причем они устойчивы во времени (сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев) и в ситуации (то есть проявляются и в школе, и дома), то с большой долей вероятности можно говорить о наличии у этого ребенка СДВГ. А значит, для успешного обучения и развития он требует ОСОБОГО подхода с Вашей стороны!
Такой ребенок есть практически в каждом классе: он может в разгар урока залезть под парту, начать ходить по кабинету или перебить учителя, объясняющего новую тему, замечанием, что у девочки из соседнего ряда расстегнут портфель. И дело вовсе не в невоспитанности – вероятнее всего, здесь имеет место синдром дефицита внимания и гиперактивности. Кстати, у детей мужского пола СДВГ обнаруживается в три раза чаще, чем у детей женского пола.
Правда ли, что такой ребенок не способен вести себя по-другому? И почему его нельзя ругать?
На самом деле, синдром дефицита внимания и гиперактивности – это расстройство функционирования нервной системы, связанное с нарушением обмена дофамина в головном мозге (дофамин (допамин, DA) — гормон и нейромедиатор, гормон удовольствия, счастья, любви. В мозге дофамин участвует в регуляции поведения и моторики). Речь идет о дефиците психических функций внимания у ребенка, невозможности подолгу сосредотачиваться на одном задании. Кроме того, у таких детей нарушены функции внутреннего контроля за речевой и двигательной активностью: они гиперактивны, не соблюдают социальные условности, их поведение неуместно. Еще одна проблема СДВГ – крайняя нетерпеливость, импульсивность: эти дети постоянно перебивают других, отказываются выполнять задание, если у них не получилось сразу. Важно понимать: ребенок гиперактивный не потому, что у него много энергии, а потому, что ее у него мало. Он может внимательно слушать учителя только непродолжительное время, а потом свободные гигабайты (дофамин) у мозга заканчиваются, идет перегруз – и ребенок начинает раскачиваться и ерзать на стуле. Ребенку с СДВГ просто необходимо подвигаться, чтобы сбросить напряжение и перезарядить свою внутреннюю батарейку. Он ведет себя так не потому, что плохо воспитан, а потому, что у него по-другому работает мозг, и он в этом не виноват.
У детей с СДВГ слабая нервная система, снижен порог стрессоустойчивости, у них в будущем чаще возникают невротические расстройства: тревожно-депрессивные, обсессивно-компульсивные, панические атаки. Поэтому задача родителей – помогать и поддерживать, создавать для сына или дочки максимально благоприятную психологическую обстановку хотя бы дома.
– Как воспитывать ребенка с СДВГ, если большинство стандартных методов (прочитать нотацию, лишить гаджетов, поставить в угол) в его случае не работают?
– На ребенка с СДВГ можно воздействовать только давая ему дофамин – «гормон удовольствия», который у него в дефиците. К примеру, ребенок проснулся в плохом настроении и отказывается идти в школу. Можно предложить: «Давай после уроков пойдем в кино». И в предвкушении дофамина – похода в кино – у него улучшится настроение, день будет более успешным. Или другой пример: ребенок не хочет складывать игрушки. Он уже поиграл, получил свою дозу дофамина, а убирать за собой скучно, неинтересно. Если будете заставлять – получите истерическую реакцию. Поэтому лучше сказать: «Давай я тебе помогу, а потом вместе мы съедим шоколадку» – это гораздо продуктивнее.
Родителям, воспитывающим детей с СДВГ, надо запомнить правило трех «П»: помощь, подкуп (незамедлительное поощрение), переключение. А вот ругать такого ребенка нельзя, хотя порой очень хочется. Из-за ругани и крика ребенок с СДВГ может впадать в «ступор». Учитель кричит – а он смотрит на педагога стеклянными глазами. Со стороны это выглядит как наглое поведение, на самом деле для человека с СДВГ крик – это чрезмерно, поэтому он «выключился».
Основными признаками СДВГ являются невнимательность, гиперактивность и импульсивность (которые подробно описаны в предыдущем разделе). Эти особенности поведения ребенка имеют физиологическую основу, поэтому ребенок не может с помощью волевой регуляции корректировать собственное поведение или же это дается ему (под давлением педагогов, родителей) с большим трудом, часто за счет подрыва здоровья.
Особенностью умственной деятельности таких детей является цикличность: дети могут продуктивно работать 5- 15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя, не воспринимает информацию. В связи с этим у таких детей бывают довольно специфичные пробелы в знаниях
Для поддержания умственной активности гиперактивному ребенку необходима двигательная стимуляция, то есть ему необходимо двигаться (крутиться, вертеться теребить что-то в руках) для того, чтобы лучше воспринимать информацию.
Детей с СДВГ характеризует высокая утомляемость, особенно интеллектуальная (физическое утомление может, вообще, отсутствовать); низкая работоспособность; сниженные возможности саморегуляции; трудности перехода информации из кратковременной в долговременную память; трудности при оперировании большим объемом информации.
Памятка для родителей.
Что могут сделать родители и близкие гиперактивного ребёнка?
Что делать, если ребёнок постоянно находится в движении, не может спокойно играть со своими сверстниками, легко отвлекается, забывчив и невнимателен, моментально переключается на любую постороннюю мелочь и, кажется, совсем не учится на своих ошибках, действует импульсивно, не думая, что это приводит ко многим неприятным ситуациям и замечаниям в его адрес? Что кроется за этим?
Весь этот перечень отклонений объединяется общим названием — «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ).
РЕБЕНОК С СДВГ – КАКОЙ ОН?
• Невнимательный
o С трудом удерживает внимание во время выполнения школьных заданий и во время игр
o Часто допускает ошибки из-за небрежности
o Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь
o Часто оказывается не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца
o Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания
o Избегает, очень не любит задания, требующие длительного сохранения умственного напряжения.
o Часто теряет свои вещи
o Легко отвлекается на посторонние стимулы
o Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях
• Гиперактивный
- Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках и т.п.
- Часто встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте
- Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т.д.
- Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге.
- Часто находится в постоянном движении, «будто к нему прикрепили мотор».
- Часто бывает болтливым
• Импульсивный
- Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца.
- Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях
- Часто на уроке не может дождаться, пока его спросит учитель и выкрикивает с места.
- Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.
Если вы наблюдаете у ребенка 5 и более признаков невнимательности из перечисленных выше и 5 и более признаков гиперактивности и импульсивности, причем они устойчивы во времени (сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев) и в ситуации (то есть проявляются и в школе, и дома), то с большой долей вероятности можно говорить о наличии у этого ребенка СДВГ. А значит, для успешного обучения и развития он требует ОСОБОГО подхода с Вашей стороны!
Такой ребенок есть практически в каждом классе: он может в разгар урока залезть под парту, начать ходить по кабинету или перебить учителя, объясняющего новую тему, замечанием, что у девочки из соседнего ряда расстегнут портфель. И дело вовсе не в невоспитанности – вероятнее всего, здесь имеет место синдром дефицита внимания и гиперактивности. Кстати, у детей мужского пола СДВГ обнаруживается в три раза чаще, чем у детей женского пола.
Правда ли, что такой ребенок не способен вести себя по-другому? И почему его нельзя ругать?
На самом деле, синдром дефицита внимания и гиперактивности – это расстройство функционирования нервной системы, связанное с нарушением обмена дофамина в головном мозге (дофамин (допамин, DA) — гормон и нейромедиатор, гормон удовольствия, счастья, любви. В мозге дофамин участвует в регуляции поведения и моторики). Речь идет о дефиците психических функций внимания у ребенка, невозможности подолгу сосредотачиваться на одном задании. Кроме того, у таких детей нарушены функции внутреннего контроля за речевой и двигательной активностью: они гиперактивны, не соблюдают социальные условности, их поведение неуместно. Еще одна проблема СДВГ – крайняя нетерпеливость, импульсивность: эти дети постоянно перебивают других, отказываются выполнять задание, если у них не получилось сразу. Важно понимать: ребенок гиперактивный не потому, что у него много энергии, а потому, что ее у него мало. Он может внимательно слушать учителя только непродолжительное время, а потом свободные гигабайты (дофамин) у мозга заканчиваются, идет перегруз – и ребенок начинает раскачиваться и ерзать на стуле. Ребенку с СДВГ просто необходимо подвигаться, чтобы сбросить напряжение и перезарядить свою внутреннюю батарейку. Он ведет себя так не потому, что плохо воспитан, а потому, что у него по-другому работает мозг, и он в этом не виноват.
У детей с СДВГ слабая нервная система, снижен порог стрессоустойчивости, у них в будущем чаще возникают невротические расстройства: тревожно-депрессивные, обсессивно-компульсивные, панические атаки. Поэтому задача родителей – помогать и поддерживать, создавать для сына или дочки максимально благоприятную психологическую обстановку хотя бы дома.
– Как воспитывать ребенка с СДВГ, если большинство стандартных методов (прочитать нотацию, лишить гаджетов, поставить в угол) в его случае не работают?
– На ребенка с СДВГ можно воздействовать только давая ему дофамин – «гормон удовольствия», который у него в дефиците. К примеру, ребенок проснулся в плохом настроении и отказывается идти в школу. Можно предложить: «Давай после уроков пойдем в кино». И в предвкушении дофамина – похода в кино – у него улучшится настроение, день будет более успешным. Или другой пример: ребенок не хочет складывать игрушки. Он уже поиграл, получил свою дозу дофамина, а убирать за собой скучно, неинтересно. Если будете заставлять – получите истерическую реакцию. Поэтому лучше сказать: «Давай я тебе помогу, а потом вместе мы съедим шоколадку» – это гораздо продуктивнее.
Родителям, воспитывающим детей с СДВГ, надо запомнить правило трех «П»: помощь, подкуп (незамедлительное поощрение), переключение. А вот ругать такого ребенка нельзя, хотя порой очень хочется. Из-за ругани и крика ребенок с СДВГ может впадать в «ступор». Учитель кричит – а он смотрит на педагога стеклянными глазами. Со стороны это выглядит как наглое поведение, на самом деле для человека с СДВГ крик – это чрезмерно, поэтому он «выключился».
Основными признаками СДВГ являются невнимательность, гиперактивность и импульсивность (которые подробно описаны в предыдущем разделе). Эти особенности поведения ребенка имеют физиологическую основу, поэтому ребенок не может с помощью волевой регуляции корректировать собственное поведение или же это дается ему (под давлением педагогов, родителей) с большим трудом, часто за счет подрыва здоровья.
Особенностью умственной деятельности таких детей является цикличность: дети могут продуктивно работать 5- 15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя, не воспринимает информацию. В связи с этим у таких детей бывают довольно специфичные пробелы в знаниях
Для поддержания умственной активности гиперактивному ребенку необходима двигательная стимуляция, то есть ему необходимо двигаться (крутиться, вертеться теребить что-то в руках) для того, чтобы лучше воспринимать информацию.
Детей с СДВГ характеризует высокая утомляемость, особенно интеллектуальная (физическое утомление может, вообще, отсутствовать); низкая работоспособность; сниженные возможности саморегуляции; трудности перехода информации из кратковременной в долговременную память; трудности при оперировании большим объемом информации.
Памятка для родителей.
Что могут сделать родители и близкие гиперактивного ребёнка?
Режим дня
Родителям гиперактивного ребенка нужно понимать, что для их чада весьма важен режим дня. Лучше всего на поведение вашего ребенка будет влиять постоянство ваших действий, событий. Соблюдение ритуалов значительно снизят проявления гиперактивности. Таких ритуалов много: пробуждение, отхождение ко сну (сказки, массаж), ритуалы, связанные с едой, сбором на прогулку и возвращением с нее, переходу к занятиям и другие.
Переутомление для гиперактивного ребенка совсем нежелательно, поэтому режим дня нужно построить таким образом, чтобы обеспечить необходимую нагрузку на организм и мозг, а также предоставить вовремя отдых и расслабление.
Любые отношения – это договорённость. Даже если правила не обсуждаются вслух, они всё равно есть. Каждый из нас знает, как можно обращаться с другими, а как нельзя. Согласитесь, с разными людьми мы ведём себя по-разному просто потому, что знаем их возможную реакцию. Так же и по отношению к нам: мы сами определяем эти
«можно» и «нельзя». Говоря о подростках, важно понимать, что относиться к ним так, как раньше, уже не получится.
Каждый подросток уверен, что он умнее всех на свете, и это нормально, такова особенность этого возраста. Родителю важно донести до взрослеющего ребёнка, что реальная свобода определяется простым показателем – ответственностью. Чем больше ответственности, тем больше свободы и прав.
Подростковый возраст – самое время, чтобы пересмотреть договорённости в семье. Получая права, подросток автоматически должен получать ответственности и обязанности. «Не хочешь, чтобы тебя подгоняли по утрам? Отлично! Сам заводишь будильник, завтракаешь и идёшь в школу». Конечно, это не должно походить на ультиматум! Но, договорившись о новых правилах, важно не только ждать их соблюдения от подростка, но и соблюдать самому. Обещали не вмешиваться – не вмешивайтесь.
Разумные границы – стабильные, но гибкие. Они основываются на уважении к каждому из членов семьи.
Родитель, выстраивающий такие границы, хоть и удивится тому, что еще на прошлой неделе он мог беспрепятственно войти в комнату к сыну или дочери, а сегодня ему запрещено переступать порог без стука и разрешения, но проявит уважение к появлению у них «личного пространства». Кошелек матери, телефон сына, дневник дочери, компьютер отца – все это примеры личных вещей и пространств, на которые распространяются границы. Их соблюдение как со стороны родителей, так и со стороны подростка – основа чувства безопасности, на которой члены семьи постепенно выстраивают доверительные и уважительные отношения друг с другом.
На уважении, физической и эмоциональной безопасности основываются и границы в непосредственном общении родителей и ребенка. Отец, отпускающий шуточки о сыне или поднимающий на него руку, но требующий, чтобы он «не смел повышать голос на мать и отца», нарушает эти принципы. Такие границы создают угрозу чувству безопасности подростка и его самоуважению и становятся источником скрытых и открытых конфликтов в семье. Если же отец и сам уважительно общается с сыном, и готов извиниться перед ним, когда случается иначе, то его требования вести себя так же в отношении родителей дают подростку образец
стабильных разумных границ поведения.
Установление границ
Когда подросток нарушает наши границы, желательно вести себя по такой схеме:
• Я вижу, что ты делаешь;
• Я понимаю, почему ты это делаешь;
• Я тебя очень люблю;
• НО! Со мной так нельзя / у нас в семье так не принято. И так каждый раз.
Конечно, не надо говорить это такими словами, тем более из раза в раз. В эту схему должны быть вложены фразы и чувства исходя из контекста ситуации. Идеально, когда «Я тебя люблю» говорится не только словами, но и действиями, на языке любви, понятном ребёнку. Одного надо обнять, другому – налить чая, а третьему предложить поколотить подушку. Главное – дать понять, что вы рядом, вы понимаете, что с ним происходит, но вы не допустите нарушения своих границ или границ дозволенного в семье порядка.
«Пограничники»
Границы – это не скучные правила, а устойчивая почва под ногами. Когда границ нет или они постоянно меняются (сегодня можно, а завтра нельзя; сегодня наказали, а завтра пожалели), то ребёнок находится в постоянном «раздрае». Он не понимает, как вести себя и чего ожидать от окружающих.
В поисках границ подросток начинает вести себя самым непредсказуемым образом: нелепо одеваться, красить волосы во все цвета, пробовать то, что пробовать не стоит. Поведение подростка, живущего в жёстких рамках, и того, у кого вовсе нет границ, похоже – и тот, и другой пытаются понять реальные границы дозволенного во взрослом мире.
«Пограничниками» бывают и взрослые. Это люди, которые не чувствуют личных границ других людей: задают неудобные вопросы, нарушают физические границы, лезут с указаниями и советами. Иногда это обусловлено физиологическими особенностями, но такое поведение может быть и плодом непоследовательного воспитания. Если ребёнок не понимает, чего ждать от родителей, откуда ему знать, как надо?
Как узнать провокацию
Провокация в кризисные периоды – это нормально. Суть кризисов и заключается в том, чтобы расширить свои границы и выйти на новый уровень, а для этого нужно понять, что можно, а чего нельзя. Но, конечно, это не повод вестись на уловки и позволять играть с собой!
Провокацию можно узнать по взгляду. Когда человек провоцирует, он отслеживает реакцию и действует исходя из этого. Человек, поглощённый эмоциями, искренен: его слова и поступки могут ранить окружающих, но ему и самому несладко. Провокатор же прекрасно понимает, что делает.
Если вы видите оценивающий взгляд и понимаете, что ребёнок остаётся «на берегу», но при этом ждёт, когда волна эмоций захлестнёт вас, – не поддавайтесь! Вы – взрослый, он – ребёнок, и точка. Но не судите провокатора слишком строго! Таковы особенности его возраста. Чтобы подобная манера поведения не закрепилась, просто не играйте с ним в эти игры.
Как можно и как нельзя?
Ошибка взрослых – это уверенность, что подростки понимают, что мы чувствуем. Нет, они не понимают и не поймут сути родительских переживаний и запретов. Для них это вопрос границ, а не проявление нашей любви. Они большие и хотят по-своему, а мы стоим у них на пути, вот и всё.
Если во время конфликта ребёнок причинил вам боль, то потом, остыв, можно задать простой и честный вопрос: «Как думаешь, почему со мной так нельзя?» И после: «А как нельзя с тобой?» Это очень откровенный разговор, «ранка к ранке». Возможно, он вызовет слёзы, возможно – новую волну эмоций. Но если диалог построен из любви, а не из желания руководить исподволь, то он может дать хорошие плоды. Главное – в дальнейшем очень бережно относиться к достигнутым в таких беседах договорённостям!
Такая практика полезна для любого возраста и для любых отношений. Мы не часто задумываемся о своих границах и, даже понимая, чего хотим по отношению к себе, а чего – нет, не всегда находим силы отстаивать свои границы. Точное понимание «как со мной нельзя» и «как со мной можно» помогает услышать друг друга и договориться о правилах. Но не заигрывайтесь с запретами! Пусть на каждые три «нельзя», приходится пять «можно». Например: на меня нельзя кричать, но мне можно сказать прямо, если я ошибаюсь или причиняю боль. Важно помнить, что пользу отношениям приносят только границы, установленные любовью и ради любви, а не властью, ради контроля.
Кому-то может показаться, что, формируя у ребенка границы, мы лишаем его свободы, детской беззаботности, заковываем в рамки. Но на самом деле все обстоит с точностью до наоборот. Мы даем ребенку инструменты, позволяющие успешно взаимодействовать с действительностью, с другими людьми. Мир становится более понятным и менее непредсказуемым и пугающим. Ребенок учится уважать себя, свои желания; знает, что он свободен в своем выборе и осознанно может искать пути к желаемому результату.
Для ребенка, не имеющего границ, все события в жизни зависят только от везения или невезения, от настроения папы или учительницы и прочих случайностей. Он никогда не может быть уверен, что получит то, что хочет. И поэтому вынужден периодически устраивать истерики, ибо в его мире по-другому ничего не решается. Ему кажется, что вправе требовать всего, но всё он никогда не получит, а значит неизбежно начнет глубоко обижаться на других людей и на «несправедливый» мир в целом. Став взрослым, он почти наверняка будет искать любые средства, чтобы пореже сталкиваться с реальностью – алкоголь, игры, бесконечные сериалы под нескончаемые тортики и т.д.
Построение границ – это не разовая ситуация, а некая норма поведения, принятая в семье, и меняющаяся в процессе развития ребенка. Это по сути своей – борьба. Дети отчаянно сопротивляются установлению границ, используя все доступные им способы. Однако здесь скрыт один важный парадокс! Не смотря на то, что дети на первый взгляд изо всех сил борются против установления границ, где-то в глубине души они желают, чтобы взрослые помогли им их обрести! Чем безобразнее и вызывающее ведет себя ребёнок, тем сильнее в этом поведении его крик о помощи: «Помогите мне обрести границы! Без вашей помощи я этого сделать не могу». В семьях с выстроенными границами, дети, как правило, гораздо менее тревожны, в отличие от их сверстников «без границ». Понимание того, что рядом с тобой есть сильные, уверенные в себе взрослые, которые могут своевременно устанавливать необходимые рамки, дает ощущение защищенности и безопасности ребёнку.
Переутомление для гиперактивного ребенка совсем нежелательно, поэтому режим дня нужно построить таким образом, чтобы обеспечить необходимую нагрузку на организм и мозг, а также предоставить вовремя отдых и расслабление.
Любые отношения – это договорённость. Даже если правила не обсуждаются вслух, они всё равно есть. Каждый из нас знает, как можно обращаться с другими, а как нельзя. Согласитесь, с разными людьми мы ведём себя по-разному просто потому, что знаем их возможную реакцию. Так же и по отношению к нам: мы сами определяем эти
«можно» и «нельзя». Говоря о подростках, важно понимать, что относиться к ним так, как раньше, уже не получится.
Каждый подросток уверен, что он умнее всех на свете, и это нормально, такова особенность этого возраста. Родителю важно донести до взрослеющего ребёнка, что реальная свобода определяется простым показателем – ответственностью. Чем больше ответственности, тем больше свободы и прав.
Подростковый возраст – самое время, чтобы пересмотреть договорённости в семье. Получая права, подросток автоматически должен получать ответственности и обязанности. «Не хочешь, чтобы тебя подгоняли по утрам? Отлично! Сам заводишь будильник, завтракаешь и идёшь в школу». Конечно, это не должно походить на ультиматум! Но, договорившись о новых правилах, важно не только ждать их соблюдения от подростка, но и соблюдать самому. Обещали не вмешиваться – не вмешивайтесь.
Разумные границы – стабильные, но гибкие. Они основываются на уважении к каждому из членов семьи.
Родитель, выстраивающий такие границы, хоть и удивится тому, что еще на прошлой неделе он мог беспрепятственно войти в комнату к сыну или дочери, а сегодня ему запрещено переступать порог без стука и разрешения, но проявит уважение к появлению у них «личного пространства». Кошелек матери, телефон сына, дневник дочери, компьютер отца – все это примеры личных вещей и пространств, на которые распространяются границы. Их соблюдение как со стороны родителей, так и со стороны подростка – основа чувства безопасности, на которой члены семьи постепенно выстраивают доверительные и уважительные отношения друг с другом.
На уважении, физической и эмоциональной безопасности основываются и границы в непосредственном общении родителей и ребенка. Отец, отпускающий шуточки о сыне или поднимающий на него руку, но требующий, чтобы он «не смел повышать голос на мать и отца», нарушает эти принципы. Такие границы создают угрозу чувству безопасности подростка и его самоуважению и становятся источником скрытых и открытых конфликтов в семье. Если же отец и сам уважительно общается с сыном, и готов извиниться перед ним, когда случается иначе, то его требования вести себя так же в отношении родителей дают подростку образец
стабильных разумных границ поведения.
Установление границ
Когда подросток нарушает наши границы, желательно вести себя по такой схеме:
• Я вижу, что ты делаешь;
• Я понимаю, почему ты это делаешь;
• Я тебя очень люблю;
• НО! Со мной так нельзя / у нас в семье так не принято. И так каждый раз.
Конечно, не надо говорить это такими словами, тем более из раза в раз. В эту схему должны быть вложены фразы и чувства исходя из контекста ситуации. Идеально, когда «Я тебя люблю» говорится не только словами, но и действиями, на языке любви, понятном ребёнку. Одного надо обнять, другому – налить чая, а третьему предложить поколотить подушку. Главное – дать понять, что вы рядом, вы понимаете, что с ним происходит, но вы не допустите нарушения своих границ или границ дозволенного в семье порядка.
«Пограничники»
Границы – это не скучные правила, а устойчивая почва под ногами. Когда границ нет или они постоянно меняются (сегодня можно, а завтра нельзя; сегодня наказали, а завтра пожалели), то ребёнок находится в постоянном «раздрае». Он не понимает, как вести себя и чего ожидать от окружающих.
В поисках границ подросток начинает вести себя самым непредсказуемым образом: нелепо одеваться, красить волосы во все цвета, пробовать то, что пробовать не стоит. Поведение подростка, живущего в жёстких рамках, и того, у кого вовсе нет границ, похоже – и тот, и другой пытаются понять реальные границы дозволенного во взрослом мире.
«Пограничниками» бывают и взрослые. Это люди, которые не чувствуют личных границ других людей: задают неудобные вопросы, нарушают физические границы, лезут с указаниями и советами. Иногда это обусловлено физиологическими особенностями, но такое поведение может быть и плодом непоследовательного воспитания. Если ребёнок не понимает, чего ждать от родителей, откуда ему знать, как надо?
Как узнать провокацию
Провокация в кризисные периоды – это нормально. Суть кризисов и заключается в том, чтобы расширить свои границы и выйти на новый уровень, а для этого нужно понять, что можно, а чего нельзя. Но, конечно, это не повод вестись на уловки и позволять играть с собой!
Провокацию можно узнать по взгляду. Когда человек провоцирует, он отслеживает реакцию и действует исходя из этого. Человек, поглощённый эмоциями, искренен: его слова и поступки могут ранить окружающих, но ему и самому несладко. Провокатор же прекрасно понимает, что делает.
Если вы видите оценивающий взгляд и понимаете, что ребёнок остаётся «на берегу», но при этом ждёт, когда волна эмоций захлестнёт вас, – не поддавайтесь! Вы – взрослый, он – ребёнок, и точка. Но не судите провокатора слишком строго! Таковы особенности его возраста. Чтобы подобная манера поведения не закрепилась, просто не играйте с ним в эти игры.
Как можно и как нельзя?
Ошибка взрослых – это уверенность, что подростки понимают, что мы чувствуем. Нет, они не понимают и не поймут сути родительских переживаний и запретов. Для них это вопрос границ, а не проявление нашей любви. Они большие и хотят по-своему, а мы стоим у них на пути, вот и всё.
Если во время конфликта ребёнок причинил вам боль, то потом, остыв, можно задать простой и честный вопрос: «Как думаешь, почему со мной так нельзя?» И после: «А как нельзя с тобой?» Это очень откровенный разговор, «ранка к ранке». Возможно, он вызовет слёзы, возможно – новую волну эмоций. Но если диалог построен из любви, а не из желания руководить исподволь, то он может дать хорошие плоды. Главное – в дальнейшем очень бережно относиться к достигнутым в таких беседах договорённостям!
Такая практика полезна для любого возраста и для любых отношений. Мы не часто задумываемся о своих границах и, даже понимая, чего хотим по отношению к себе, а чего – нет, не всегда находим силы отстаивать свои границы. Точное понимание «как со мной нельзя» и «как со мной можно» помогает услышать друг друга и договориться о правилах. Но не заигрывайтесь с запретами! Пусть на каждые три «нельзя», приходится пять «можно». Например: на меня нельзя кричать, но мне можно сказать прямо, если я ошибаюсь или причиняю боль. Важно помнить, что пользу отношениям приносят только границы, установленные любовью и ради любви, а не властью, ради контроля.
Кому-то может показаться, что, формируя у ребенка границы, мы лишаем его свободы, детской беззаботности, заковываем в рамки. Но на самом деле все обстоит с точностью до наоборот. Мы даем ребенку инструменты, позволяющие успешно взаимодействовать с действительностью, с другими людьми. Мир становится более понятным и менее непредсказуемым и пугающим. Ребенок учится уважать себя, свои желания; знает, что он свободен в своем выборе и осознанно может искать пути к желаемому результату.
Для ребенка, не имеющего границ, все события в жизни зависят только от везения или невезения, от настроения папы или учительницы и прочих случайностей. Он никогда не может быть уверен, что получит то, что хочет. И поэтому вынужден периодически устраивать истерики, ибо в его мире по-другому ничего не решается. Ему кажется, что вправе требовать всего, но всё он никогда не получит, а значит неизбежно начнет глубоко обижаться на других людей и на «несправедливый» мир в целом. Став взрослым, он почти наверняка будет искать любые средства, чтобы пореже сталкиваться с реальностью – алкоголь, игры, бесконечные сериалы под нескончаемые тортики и т.д.
Построение границ – это не разовая ситуация, а некая норма поведения, принятая в семье, и меняющаяся в процессе развития ребенка. Это по сути своей – борьба. Дети отчаянно сопротивляются установлению границ, используя все доступные им способы. Однако здесь скрыт один важный парадокс! Не смотря на то, что дети на первый взгляд изо всех сил борются против установления границ, где-то в глубине души они желают, чтобы взрослые помогли им их обрести! Чем безобразнее и вызывающее ведет себя ребёнок, тем сильнее в этом поведении его крик о помощи: «Помогите мне обрести границы! Без вашей помощи я этого сделать не могу». В семьях с выстроенными границами, дети, как правило, гораздо менее тревожны, в отличие от их сверстников «без границ». Понимание того, что рядом с тобой есть сильные, уверенные в себе взрослые, которые могут своевременно устанавливать необходимые рамки, дает ощущение защищенности и безопасности ребёнку.
Баланс нагрузок и отдыха
Доброжелательная атмосфера дома
Внимание к ребенку
Выстраивание отношений с ребенком