Государственное учреждение образования "Средняя школа №2 г. Глубокое имени П. Н. Свирко"

Памятка родителям по профилактике экстремизма среди подростков и молодежи

Довольно сильную социальную опасность сейчас представляет очевидный рост различных деструктивных или неформальных молодежных и подростковых организаций.


Различные неформальные молодежные объединения являются сегодня очень актуальной проблемой, поскольку очень большое количество подростков переходят в неформальные организации из-за того, что им нравятся атрибуты «неформальности», независимости. Кроме того, спонтанное, неконтролируемое взаимодействие молодых людей в неформальных группах очень опасно из-за риска возникновения асоциального поведения.

К объединениям деструктивной направленности можно отнести:

деструктивные интернет-сообщества,
территориальные/уличные (группировки банды),
группы наркоманов,
тоталитарные религиозные секты (вплоть до сатанинских),
хулиганствующие фанаты,
экстремистские группировки, которые специализируются в настоящее время по трем основным направлениям: политическое, националистическое и религиозное.

Неформальная организация – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели.

Неформальное молодежное объединение – своеобразное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей, существующее на протяжении нескольких десятилетий, часто имеющее международный характер.

Неформальные объединения для ребят – способ свободного самовыражения, неограниченного проявления инициативы и бесконтрольного (со стороны взрослых) общения. Они могут принимать большие или меньшие количественные размеры, носить характер нездоровой эпидемии, иметь как социально значимые или индифферентные, так и асоциальные цели.

Направленность неформальных молодежных объединений представлена широким спектром: от явно асоциальных группировок до вполне безобидных и законопослушных.
Различные неформальные молодежные объединения имеют свою идеологию, специфику типичных видов деятельности, символику одежды, сленг и т. п.

Чтобы понять молодых людей из неформальных молодежных объединений, необходимо хорошо изучить историю и причины появления таких групп, а также пути их развития. И только после этого можно будет формировать к ним какое-то свое отношение и продумывать способы и средства для воспитательного воздействия на них.

По социально-правовому критерию действующие сегодня неформальные молодежные объединения делятся на:

просоциальные (позитивная ориентация), объединяющие позитивную, социально активную молодежь. К ним относятся клубы любителей бардовских песен, художественные объединения, движения по защите природы и т. д.;

асоциальные (нейтрального типа) с развлекательной направленностью, созданные для отдыха. Эти группы балансируют на грани допустимого и в некоторых случаях частично или полностью переходят в категорию
«антисоциальных»: «панки», «фанаты» и т. д.;

антисоциальные (негативная ориентация). Представители этих групп находят альтернативу фактам нарушения социальной справедливости, недостаткам в обществе, в актах вандализма, хулиганстве, то есть в вызове обществу.

В таких объединениях нарушителей правил поведения ожидают суровые наказания: с ними могут не разговаривать, на них наклеивают оскорбительные ярлыки («выскочка», «обманщик», «предатель»), вокруг них может создаваться нетерпимая среда, к ним может применяться физическое насилие.

ПРИЗНАКИ ДЕСТРУКТИВНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

В наше время - это очень актуально. При этом следует учитывать, что не обязательно должно быть совпадение по всем признакам, в пределах половины может быть уже достаточным для идентификации группы как деструктивной для развития личности.

1. В группе ребенку предложат точный «рецепт успеха» именно для него.
2. Уже первая встреча даѐт ребенку совершенно новый взгляд на вещи.
3. Учение группы предельно просто и объясняет любые явления.
4. Учение группы считается единственным правильным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются как ложные.
5. Ребенок не должен размышлять об учениях группы. Его новые друзья говорят: "Это невозможно объяснить, пойдѐм к нам - ты это должен прочувствовать".
6. Критика со стороны является лишним доказательством правоты группы.
7. Группа - это избранные.
8. В группе есть старший - учитель, наставник и т.д. Только он знает всю истину. Его поручения исполняются безусловно.
9. Группа требует абсолютного соблюдения своих правил и дисциплины.
10. Группа заполняет всѐ твоѐ время заданиями: сборы участников в тех или иных местах, вербовкой новых членов группы и т.д.
11. Группа желает, чтобы ты разорвал свои "старые" отношения (с родителями, друзьями, одноклассниками, приятелями), так как они препятствуют твоему развитию.
12. Группа отграничивает себя от остального мира - одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией поведения.

ПОЧЕМУ ПОДРОСТКИ УЧАСТВУЮТ?

Исследователи провели анализ всех существующих причин вступления и участия подростков в различных неформальных организациях. Это:
желание научиться необычному, особенно современному западному искусству;
неудачи в школе и отчуждение от школьной команды;
отсутствие интереса ко всему, бездействие;
равнодушное отношение к учебе;
потребность в каких-то особенных эмоциональных впечатлениях;
недостаток внимания к подросткам в семье;
свежесть впечатлений, полученных подростками в организациях, внутренняя свобода;
способность протестовать против сформированного положения молодежи в современном обществе.

Основными причинами ухода подростков в неформальный сектор являются: потребность в друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых.

Стоит отметить, что каждый восьмой из тех, кто пришел в «неформал», - это тот, кто просто не понимал, как ему жить дальше. В случае, если дети и подростки предоставлены сами себе и не знают, чем заполнить свое свободное время, опасность их неадаптивного поведения возрастает.

«ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ МОЙ РЕБЕНОК СОСТОИТ В ТАКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ?»

1. Не паниковать и не бояться. Неформальные объединения нужны молодежи для общения, самовыражения, развития. Узнавайте что-то новое о субкультуре, к которой примкнул ваш ребенок.
2. Не запрещать. Особенно в грубой и категоричной форме.
3. Не игнорировать. Это может оказаться еще хуже запретов. Пусть ребенок знает, что вы в курсе его увлечений, иначе он подумает, что он вам безразличен. Если у вас есть какие-то опасения, обсудите это вместе. Используйте при этом «я – сообщения»: например, «Я беспокоюсь, что...» или «Меня волнует...», а не «Ты плохо себя ведешь», «Ты не прав». Не бойтесь спросить у ребенка, если чего-то не знаете или не поняли из его объяснений. В таком разговоре важно не только умение аккуратно задавать вопросы, но и умение слушать, не перебивая.
4. Не оскорблять кумиров ребенка. «Выключи эту ерунду», - может вызвать обиду и взрыв агрессии.
5. Не преуменьшать важности увлечений ребенка. Хобби и увлечения в будущем могут перерасти в его профессию.
6. Будьте чутким и внимательным родителем. Подростку бывает не менее страшно, больно и обидно, чем малышу. Важно помнить, что ему необходимы ваше внимание, понимание, любовь и забота.
7. Используйте увлечение ребенка ему во благо. Он увлекается экстремальными видами спорта? Замечательно! Это повод поговорить о здоровом образе жизни. И теперь подобный разговор, скорее всего, не будет воспринят как нудные нотации и пустое сотрясание воздуха. Любит рок, особенно – англоязычный? Тоже отлично! Практически любой подросток с удовольствием переведет и выучит текст песни, чтобы затем подпевать на концерте любимой группе: и развлечется, и английский подтянет.
8. Расскажите о том, чем сами увлекались в молодости. Этим вы покажете, что понимаете его страсть к музыке, спорту и т.д. Даже если подросток и назовет все это «нафталином», он поймет, что у вас с ним больше общего, чем казалось на первый взгляд.
9. Воспринимайте увлечение вашего взрослеющего ребенка как повод стать еще ближе. Сделайте шаг навстречу, вместо критики – выразите желание понять. Проводите больше времени с ребенком, сходите вместе на концерт, в кино и т.д.

ИНФОРМАЦИЯ О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СВЯЗИ С ПРОВЕДЕНИЕМ АКЦИЙ МОЛОДЕЖНОЙ ДЕСТРУКТИВНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

За участие в незаконном массовом мероприятии, публичные призывы к их организации и проведению санкция ч.1 ст.24.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривает ответственность до 100 базовых величин, общественные работы или административный арест.

Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий повлекшее по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения причинение ущерба в крупном размере, влечет уголовную ответственность.

Родители и лица, их заменяющие могут быть привлечены к административной ответственности по ч.1 ст.10.3 КоАП за невыполнение обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним правонарушений.

Уважаемые родители, интересуйтесь жизнью ваших детей, их друзьями, времяпровождением, занятостью во внешкольное время. Корректно наблюдайте за поведением ребенка, признаками включенности в субкультуры (модель поведения, одежда, сленг).

Предупредите ребенка о негативных последствиях участия в подобных сообществах, ответственности за нарушение общественного порядка, незаконные массовые мероприятия.  

Полезные ссылки

Контакты

Адрес: ул. Вольная д. 29, г. Глубокое, Витебская область, 211793
Телефон: +375 (2156) 5-56-72
E-mail: glubsch2@obr.vitebsk.by

 
© 2025 ГУО "Средняя школа №2 г. Глубокое имени П. Н. Свирко". Все права защищены. Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь на обработку персональных данных.