22 января 2022 года состоялось очередное заседание родительского университета по теме ”Виртуальная среда и социализация подростков: только ли минусы?“.
Как мы можем помочь нашим детям справиться с такими неприятностями и чем мы можем заменить им смартфон.
1. Не давайте смартфоны маленьким детям. Родители могут постараться отсрочить первое знакомство ребёнка со смартфоном. Когда впервые дать ребёнку в руки телефон? Каждый сам должен ответить на этот вопрос. Если вы сможете отложить это событие до школьного возраста, это будет очень позитивно.
Альтернатива: яркие книги и развивающие игрушки (выбор на сегодняшний день очень велик), «умные» часы с GPS.
2. Подавайте собственный пример. Этот принцип работает лучше объяснений и нравоучений. Сколько времени вы проводите в телефоне, не считая рабочих моментов? Играете ли в игры сами? Будет позитивно, если родители для начала решат эту проблему в себе. Странно, когда мама или папа, «сидя» весь вечер в телефоне, запрещают то же самое ребёнку. Ссылаться при этом на свой возраст — не лучший аргумент.
Альтернатива: введение в повседневную жизнь традиций, например, отключать телефон за час до сна; с утра брать телефон только после выполнения утренних ритуалов: душа, зарядки и завтрака.
3. Используйте смартфоны в развивающих целях. Если уж и загружать игры в телефон ребёнка, то пусть они будут развивающими. Если речь идёт о планшете, то лучше выбрать такой, который будет предусмотрен для безопасного чтения книг.
Альтернатива: для маленьких детей подойдут игрушечные компьютеры с развивающими играми, в том числе и с музыкой. Дети постарше могут использовать музыкальную колонку или музыкальный канал на телевизоре.
4. Найдите совместные увлечения для детей и родителей. Дети «зависают» в смартфонах, потому что энергия бьёт ключом, а девать её некуда. Так займите своего ребёнка! Для начала, как всегда, придётся начать с себя: вспомните, а у вас есть какие-либо увлечения?
Альтернатива: кружки, секции, хобби.
5. Установите регламент пользования мобильным телефоном. Сейчас достаточно много мобильных приложений типа «родительский контроль», которые позволяют родителям дистанционно контролировать время пребывания ребёнка в телефоне и его интересы, связанные с использованием гаджета.
Альтернатива: Google Family Link, Screen Time, Kids Place и другие программы родительского контроля.
6. Дружественные отношения между родителями и детьми. В современной погоне за материальным благополучием мы, взрослые, зачастую смещаем свои приоритеты с семьи на работу. И получаем то, что получаем… У каждого своя жизненная ситуация, но то, что могут сделать многие из нас, — это проводить буквально 10–15 мин. со своим ребёнком перед сном.
Альтернатива: прогулки на свежем воздухе наедине с ребёнком: зимой катание на лыжах, с горок (если позволяет погода, можно ежедневно), летом отдых на реке (по возможности ежедневно) или поход с палатками.
Альтернативные решения в ограничениях |
Фразы для "матери" |
Не нужно "завязывать глаза" –необходимо установить временной режим нахождения ребенка за компьютером, объяснить, что необходимо соблюдать безопасное расстояние. Установить специальные фильтры родительского контроля. Существуют следующие нормы пребывания ребенка за гаджетами: • Детям от 5 до 7 лет рекомендуется проводить за экраном не боле 1 часа в день. • От 7 до 9 лет – не более 1,5 часа. • 10 – 12 лет – не более 2 часов в сутки. • 13 – 14 лет – не более 2, 5 часов. • 15 – 16 лет – не более 3 часов. |
Ты можешь смотреть на мир открытыми глазами, но моя обязанность уберечь тебя от того, что может тебе навредить или напугать. Поэтому время пребывания за компьютером будет строго фиксированным. |
Чтобы ребенок не сутулился, достаточно найти увлечения и занятия, которые помогут ему выработать привычку держать спину ровно. |
Ты сам регулируешь положение своего тела. Я помогу создать условия, которые укрепят твои мышцы и помогут тебе получать удовольствие от правильной осанки. |
Не нужно "завязывать руки" – важно показать ребенку, как можно чередовать время труда и отдыха (разминки для рук, пальчиковая гимнастика). |
Ты можешь исследовать этот мир. Я буду рядом с тобой, чтобы показать, как это можно сделать безопасно. |
Не стоит "завязывать уши" – стоит объяснить ребенку, что громкая музыка может быть неприятна окружающим. Длительное прослушивание громкой музыки также способно привести к снижению и даже потере слуха. |
Ты можешь слушать музыку, которая тебе нравится так, чтобы не мешать окружающим. Если тебе не нравится моя музыка, я также буду стараться уважать твой вкус и слушать ее негромко. |
Не нужно "завязывать ноги" – помогите ребенку поддерживать общение с теми, кто ему нравится, помогая ему заботиться о собственных личных границах и не предавать свои ценности. Будьте главным советчиком и поддержкой в вопросах отношений со сверстниками (без осуждения, нотаций и критики). |
Я доверяю твоим шагам, но буду рядом, чтобы поддержать тебя и показать безопасную дорогу в общениях с людьми и с миром. |
Не стоит "завязывать рот" – чем больше невысказанного недовольства и напряжения остается между вами, тем сложнее ребенку довериться вам и обратиться за поддержкой тогда, когда это действительно будет необходимо. Говорите о своих чувствах без обвинений и помогайте ребенку находить конструктивные способы выражения собственных чувств. |
Я разрешаю тебе быть честным в выражении своих чувств. Я старше и смогу увидеть даже за неприятными словами твою боль и обиду. Я хочу, чтобы у нас получилось договариваться и слышать друг друга. |