25 января 2025 года прошло очередное заседание родительского университета на тему «Вымогательство, буллинг и кибербуллинг: как они проявляются и как им противостоять» с целью актуализации знаний родителей по проблеме буллинга, ознакомления родителей со способами разрешения конфликтов и защиты своего ребенка от травли в коллективе сверстников.
Памятка для родителей по профилактике буллинга
Буллинг – травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Однако ситуация не считается буллингом, когда двое учащихся, у которых есть похожие сильные стороны, дерутся или спорят друг с другом.
Буллинг это: СЛОВЕСНЫЕ ОСКОРБЛЕНИЯ, ФИЗИЧЕСКИЕ ПОБОИ, ПОДНОЖКИ, ТОЛЧКИ, УГРОЗЫ, НЕПРИЛИЧНЫЕ ЖЕСТЫ, ВЫМОГАТЕЛЬСТВО, ИГНОРИРОВАНИЕ КОГО-ТО, ОСТАВЛЕНИЕ В СТОРОНЕ, ПОПЫТКИ ЗАСТАВИТЬ ДРУГИХ НЕ ЛЮБИТЬ ЖЕРТВУ, ПИСАТЬ ИЛИ РИСОВАТЬ ГАДОСТИ ПРО КОГО-ТО, КИБЕРБУЛЛИНГ (травля в Интернете).
Признаки:
Ребенок ВНЕЗАПНО теряет интерес к школе, ищет причины не посещать занятия.
Изменения в настроении и поведении. Ребенок, без видимых причин, становится замкнутым, мнительным, тревожным.
Часто болеет и жалуется на боли в животе, в груди, головную боль при отсутствии соответствующих симптоматике заболеваний, теряет аппетит.
Частые нарушения сна.
Следы насилия.
Повышенная раздражительность и утомляемость.
Появляются запросы на дополнительные деньги.
Отдает предпочтение взрослой компании, не общается со сверстниками.
Отказывается разговаривать на «неудобные темы».
Что делать:
1. Оказать психологическую и эмоциональную поддержку ребенку, дать ему понять, что вы на его стороне и приложите максимум усилий, чтобы урегулировать сложившуюся ситуацию с травлей.
2. Не поддаваться паническим и агрессивным настроениям, сохранять спокойствие. Первоочередная задача — успокоиться самому и успокоить ребенка, обеспечив ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта.
3. Внимательно выслушать ребенка. Разобраться в причине и последовательности событий, задавать вопросы и попытаться узнать его мнение по поводу причины сложившейся ситуации.
4. Уверить ребенка в том, что проблема не у того, кто является жертвой, а у того, кто выступает агрессором. Шаблон, который является общим для всех моделей поведения агрессоров, заключается в том, что обидчик утверждается в своей самооценке «нездоровым» способом.
5. Обучение навыкам преодоления трудностей. Понимая такую особенность буллинга, как дисбаланс власти, стоит объяснить ребенку, что агрессор тем сильнее, чем сильнее расстраивается или злится жертва.
Параллельно с этими действиями необходимо:
1. Как можно скорее сообщить о проблеме классному руководителю, педагогу социальному.
2. Совместно с педагогом должны быть приняты следующие действия:
- отличить буллинг от других форм насилия и агрессии;
- обозначить травлю не как индивидуальную проблему, а КАК ПРОБЛЕМУ КОЛЛЕКТИВА.
3. ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ К ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ. Иногда ситуация травли оказывается морально и эмоционально сложной не только для ребенка, но и для родителя, поэтому не стоит пренебрегать помощью специалиста.
4. Если травля НЕ ПРЕКРАЩАЕТСЯ, при посредничестве учителя (НЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО) нужно связаться с родителями обидчика и поговорить с ними, в присутствии педагога, психолога и администрации школы.
5. Интересуйтесь изменениями ситуации в школе у УЧИТЕЛЯ не реже раза в неделю.
6. ПОМОГИТЕ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ БЫТЬ УСТОЙЧИВЫМ К ТРАВЛЕ.
Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга, то скажите ребенку:
• Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
• Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
• Это не твоя вина (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
• Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
• Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).
Профилактика кибербуллинга
1. Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова – читать грубости так же неприятно, как и слушать.
2. Объясните детям, что личная информация, которую они выкладывают в Интернете, может быть использована против них.
3. Научите ребёнка правильно реагировать на обидные слова и действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором, и уж тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный сетевой ресурс и удалить личную информацию, если не удаётся решить проблему мирным путём. Лучший способ испортить выходку – игнорирование.
4. Подскажите и расскажите о таких возможностях сайта, как чёрный список или блокировка.
5. Убедитесь, что «виртуальная жизнь» не перешла в реальную
Буллинг – травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Однако ситуация не считается буллингом, когда двое учащихся, у которых есть похожие сильные стороны, дерутся или спорят друг с другом.
Буллинг это: СЛОВЕСНЫЕ ОСКОРБЛЕНИЯ, ФИЗИЧЕСКИЕ ПОБОИ, ПОДНОЖКИ, ТОЛЧКИ, УГРОЗЫ, НЕПРИЛИЧНЫЕ ЖЕСТЫ, ВЫМОГАТЕЛЬСТВО, ИГНОРИРОВАНИЕ КОГО-ТО, ОСТАВЛЕНИЕ В СТОРОНЕ, ПОПЫТКИ ЗАСТАВИТЬ ДРУГИХ НЕ ЛЮБИТЬ ЖЕРТВУ, ПИСАТЬ ИЛИ РИСОВАТЬ ГАДОСТИ ПРО КОГО-ТО, КИБЕРБУЛЛИНГ (травля в Интернете).
Признаки:
Ребенок ВНЕЗАПНО теряет интерес к школе, ищет причины не посещать занятия.
Изменения в настроении и поведении. Ребенок, без видимых причин, становится замкнутым, мнительным, тревожным.
Часто болеет и жалуется на боли в животе, в груди, головную боль при отсутствии соответствующих симптоматике заболеваний, теряет аппетит.
Частые нарушения сна.
Следы насилия.
Повышенная раздражительность и утомляемость.
Появляются запросы на дополнительные деньги.
Отдает предпочтение взрослой компании, не общается со сверстниками.
Отказывается разговаривать на «неудобные темы».
Что делать:
1. Оказать психологическую и эмоциональную поддержку ребенку, дать ему понять, что вы на его стороне и приложите максимум усилий, чтобы урегулировать сложившуюся ситуацию с травлей.
2. Не поддаваться паническим и агрессивным настроениям, сохранять спокойствие. Первоочередная задача — успокоиться самому и успокоить ребенка, обеспечив ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта.
3. Внимательно выслушать ребенка. Разобраться в причине и последовательности событий, задавать вопросы и попытаться узнать его мнение по поводу причины сложившейся ситуации.
4. Уверить ребенка в том, что проблема не у того, кто является жертвой, а у того, кто выступает агрессором. Шаблон, который является общим для всех моделей поведения агрессоров, заключается в том, что обидчик утверждается в своей самооценке «нездоровым» способом.
5. Обучение навыкам преодоления трудностей. Понимая такую особенность буллинга, как дисбаланс власти, стоит объяснить ребенку, что агрессор тем сильнее, чем сильнее расстраивается или злится жертва.
Параллельно с этими действиями необходимо:
1. Как можно скорее сообщить о проблеме классному руководителю, педагогу социальному.
2. Совместно с педагогом должны быть приняты следующие действия:
- отличить буллинг от других форм насилия и агрессии;
- обозначить травлю не как индивидуальную проблему, а КАК ПРОБЛЕМУ КОЛЛЕКТИВА.
3. ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ К ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ. Иногда ситуация травли оказывается морально и эмоционально сложной не только для ребенка, но и для родителя, поэтому не стоит пренебрегать помощью специалиста.
4. Если травля НЕ ПРЕКРАЩАЕТСЯ, при посредничестве учителя (НЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО) нужно связаться с родителями обидчика и поговорить с ними, в присутствии педагога, психолога и администрации школы.
5. Интересуйтесь изменениями ситуации в школе у УЧИТЕЛЯ не реже раза в неделю.
6. ПОМОГИТЕ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ БЫТЬ УСТОЙЧИВЫМ К ТРАВЛЕ.
Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга, то скажите ребенку:
• Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
• Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
• Это не твоя вина (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
• Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
• Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).
Профилактика кибербуллинга
1. Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова – читать грубости так же неприятно, как и слушать.
2. Объясните детям, что личная информация, которую они выкладывают в Интернете, может быть использована против них.
3. Научите ребёнка правильно реагировать на обидные слова и действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором, и уж тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный сетевой ресурс и удалить личную информацию, если не удаётся решить проблему мирным путём. Лучший способ испортить выходку – игнорирование.
4. Подскажите и расскажите о таких возможностях сайта, как чёрный список или блокировка.
5. Убедитесь, что «виртуальная жизнь» не перешла в реальную