1. Состояние здоровья и его влияние на обучение.
Очень редко ребенок ничем не болел. Часто считают, что инфекционные болезни – это серьезно, а простудные – нет. Это большая ошибка. Любое заболевание ослабляет детский организм, создает условие для хронических заболеваний, повышает утомляемость, снижает работоспособность, что ведет к снижению успешности обучения.
Ребенка, который часто болеет можно сразу отличить от других детей: бледность, плаксивость, малоактивность, плохой сон, аппетит. Выходит замкнутый круг: частые болезни приводят к хроническим, хронические – нарушают нормальное развитие.
80-90% детей имеют проблемы с зубами. Но дело не только в зубной боле – ангины, хронические танзилиты, заболевания сердца и почек, суставов, органов пищеварения также развиваются под воздействием болезни зубов.
Распространены заболевания ЛОР-органов, которые наносят вред успешному обучению школьников. Затрудненное дыхание через нос мешает свободному доступу кислорода в легкие, головной мозг, другие органы, что приводит к быстрой утомляемости, снижению работоспособности, а в результате – к отставанию в обучении. Важно знать и про состояние зрения детей. В первом классе 4% учащихся страдают близорукостью. Далее этот процент растет.
Важно следить за осанкой ребенка. Часто близорукость связана с плохой осанкой. Каждый третий ребенок в первом классе уже имеет некоторые проблемы – ассиметрию плеч и лопаток, сутулость. А приводит к этому родительская невнимательность.
И, наконец – психическое здоровье. В каждом классе уже с первых дней выделяются дети, для которых школьные нагрузки непосильны. Неспокойные, плаксивые. Они очень скоро утомляются. Ложатся на парту. Ходят по классу. Не обращая внимания на учителя, не могут овладеть навыками чтения. Письма и счета. И через время возникает вопрос. Может ли этот ребенок обучатся в массовой школе?
Нарушение нервно-психического здоровья, о котором идет речь, относится к пограничным состояниям. Причиной чего может быть патологии беременности и родов, инфекционные заболевания. Одним из вариантов общей нервной ослабленности может быть невропатия, симптомы ее:
$1· Повышенная нервная возбудимость, склонность к тревожности и эмоциональным срывам
$1· Быстрая утомляемость,
$1· Нарушение сна, энурез, тики, заикания.
Если родители замечают у ребенка что-то подобное необходимо немедленно пройти курс лечения и находится под наблюдением врача.
Родители! Больше внимания уделяйте здоровью вашего ребенка.
2.Почему пропадает желание учиться?
Поступая в школу у всех первоклассников проявляется искреннее желание учиться. Почему же оно быстро пропадает? Частично это связано с неправильным воспитанием. Авторитарные методы воспитания, диктаторство, угрозы типа: вот в школе тебе покажут, только попробуй, приносит двойки…
Необходимо прививать ребенку уважительное отношение к обучению, подчеркивать его значимость для всех членов семьи.
Ребенок должен чувствовать оптимистическую нотку в отношении родителей, уверенность их в том, что обучение пойдет успешно, что скоро он самостоятельно и старательно научится выполнять задания.
Необходимо формировать ответственное отношение к труду, поручений и обязанностей. Формирование этих черт начинается с уважительного отношения родителей к делам ребенка. Все должно быть замечено родителями: достижения принесут всем радость, ошибки будут исправлены сообща. Часто дети остаются один на один со своими трудностями, не получая помощи от родителей, что приводит к разочарованию школой. Нежеланием учится.
Наказание за неуспехи ребенка – еще одна причина потери желания учится.
Также стоит напомнить, что изменение социального статуса ребенка не означает отмену его развлечений, изменение привычек, хотя с некоторыми придется попрощаться. Не правильно поступают те родители, которые не разрешают ребенку играть, упрекают этим его, уже взрослого. Такое отношение приводит к негативному отношению к обучению.
Для того чтобы больше успевать, необходим продуманный режим дня, а не лишение ребенка игр и прогулок.
3.Отношение родителей к успехам и неудачам ребенка.
Кто из родителей не мечтает видеть своего ребенка отличником? К сожалению не все дети становятся таковыми и причиной этого явления становимся мы. Взрослые. Что такое учится отлично в первом классе?
Часто мы сравниваем хорошо подготовленного ребенка и совсем не готового, сразу ставя клеймо неспешности. Иногда родители требуют от своих детей учиться, так как сосед по парте. Другой на их взгляд успешный ученик, непонимая того, что их ребенок с его уровнем подготовки затрачивает гораздо больше усилий на выполнение тех же заданий, добивается отличных успехов для своей подготовки.
Не сравнивайте детей между собой! Сравнивать можно только с его же предыдущими результатами, Не ругайте ребенка за неудачи, а постарайтесь выяснить их причину. Ребенок не виноват в том, что он плохо пишет или считает, он старается, но у него не получается. Ему и так нехорошо, а мы, ругая его, делаем ему еще хуже. Лучше уделите ему больше внимания, помогите ему. Объясните ребенку, что нельзя сразу запрыгнуть на вершину лестницы, а можно постепенно, ступенька за ступенькой. И помните, позитивное отношение к учебе – источник успеха.
Нередко те дети, которые учиться хорошо выпадают из поля зрения взрослых. И, правда, о чем беспокоиться, ведь все в порядке. Но дело в том что, хорошая успеваемость, иногда достигается слишком дорогой ценой – напряжением всех систем организма, которое приводит к разного рода осложнениям, в первую очередь нервно-психической сферы. Поэтому перед поступлением в школу важно пересмотреть дополнительные нагрузки и проанализировать, как они вписываются в распорядок дня первоклассника.
4.Самооценка ребенка и ее влияние на развитие, и успешное обучение.
Психическое развитие и становление личности тесно связано с самосознанием, которое проявляется в самооценивании, в том, как ребенок видит себя, свои особенности, возможности, успехи и неудачи. Самооценка это сложное динамичное образование, один из показателей личностной готовности к школе. Известно: у большинства неуспевающих учеников самооценка занижена. Как правило, для детей в 6-7 лет характерна завышенная самооценка, так как они еще не умеют критически оценивать себя. Это значит, что заниженная самооценка в этом возрасте – результат постоянного давления взрослых, неудовлетворенность успешностью ребенка, плохим поведением и другими2грехами». Неприятие взрослыми порождает неуверенность, а это приводит к новым неудачам, взрослые часто не учитывают насколько ребенок эмоционально беззащитен и раним, требует внимания и заботы.
Самооценка младшем школьном возрасте формируется под влиянием оценок учителя. Особое внимание дети обращают на свои интеллектуальные возможности и на то, как их оценивают другие. Детям важно, чтобы позитивная оценка была общепризнанной. Постоянное недовольство собой, неверие в свои силы в возможный успех быстро приводит к апатии и нежеланию стараться. И тут первая задача родителей – помочь ребенку увидеть свои возможности, создать условия, при которых он сможет поверить в собственные силы. Для самооценки очень важно мнение сверстников. Почти все дети хотят быть лучшими во всем, любят хвастаться, очень рады своим достижениям, а при неудаче расстраиваются до слез. Именно поэтому все взрослые должны быть осторожными в оценке ребенка в присутствии одноклассников: не ругайте его, если рядом друзья, не указывайте при них на его недостатки, не демонстрируйте неудачи.
5. Показатели успешности обучения в первом классе.
Многие дети приходят в школу, уже умея читать и писать. Но не всегда эти дети достигают успехов в дальнейшем. В первом классе очень важно:
Не только научиться читать, но и развивать речь, способность отличать звуки.
Не только научиться писать, но и способствовать развитию тонкой моторики руки и пальцев.
Развивать способность ребенка слушать, понимать смысл прочитанного, уметь пересказывать.
Важно не количество знаний, а умение мыслить.
Главное достижение первоклассника не конкретные умения, навыки, а умение учится, не дома с мамой и папой, которые приспосабливаются под желание и настроение ребенка, а в классе, где ребенок - ученик, должен четко выполнять указания учителя, адресованные не ему лично, а всему классу, уметь работать самостоятельно.
Научиться контролировать свое поведение и желания, научиться произвольности.
6. Как быть с детьми, которые не готовы к школе.
Часто бывает, что и в 7 лет ребенок не готов к обучению. Причин такого явления может быть много: и состояние здоровья ребенка, психический инфантилизм, неблагоприятные условия роста и развития ребенка, запущенность со стороны родителей и гиперопека. Что необходимо делать в этом случае?:
Главное помнить, дети неготовые к школе могут учиться, но требуют специального подхода.
Им необходим особый, щадящий режим в семье.
Вторую половину дня важно проводить не в группе продленного дня, а дома - это даст возможность снять дополнительное нервное напряжение.
Необходим дневной сон.
Обязательная прогулка на свежем воздухе не менее 2 часов в день.
Ночной сон не менее 11 часов.
Полноценное питание и по возможности – лечение.