Только к середине 1-го класса для большинства детей трудности адаптационного периода остаются позади: теперь они могут использовать имеющиеся в их распоряжении запас интеллектуальных сил, эмоциональные ресурсы, способности для овладения различными видами деятельности.
Учебная деятельность обладает большой привлекательностью в глазах первоклассников: они любопытны, ориентированы на «взрослые» занятия. Им интересно и, если так можно выразиться, «психически комфортно» заниматься познанием.
Но к этому же времени выделяется группа детей, не столь благополучно прошедших эпоху адаптации. Какие-то аспекты новой социальной ситуации оказались чужими или недоступными для усвоения.
Для многих «камнем преткновения» становится собственно учебная деятельность. Развивается комплекс неуспешности, который в свою очередь порождает неуверенность, разочарование, потерю интереса к учебе, иногда познавательной деятельности вообще. Неуверенность может перейти и в агрессию, озлобленность на тех, кто поставил в такую ситуацию, «погрузил» в море неуспеха и лишил поддержки.
Другим не дались отношения – со сверстниками, педагогом. Хроническая неуспешность в общении привела к необходимости защищаться – уходить в себя, внутренне отворачиваться от других, нападать первому.
Кому-то удается справляться с учебой, общаться с одноклассниками, но какой ценой? Ухудшается здоровье, нормой становятся слезы или температура по утрам и больной живот по вечерам, появляются странные неприятные «привычки»: тики, заикание, покусывание ногтей и волос.
Эти дети – дезадаптированные школьники. У некоторых из них дезадаптация уже приобрела формы, угрожающие личностному благополучию, у других приняла более мягкие, сглаженные черты, но что будет с ними дальше? Эти вопросы и проблемы являются главными в психологическом сопровождении первоклассников.
С понятием «школьная дезадаптация» связывают отклонения в учебной деятельности – затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками и т.д. Эти отклонения могут возникать у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, но не распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами.
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «Я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.
Другая причина дезадаптации заключается в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье.
ФОРМЫ, ПРОЯВЛЕНИЯ И ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ:
Первая форма – несформированность элементов и навыков учебной деятельности. Проявление – снижение успеваемости. Причиной могут быть как индивидуальные особенности уровня интеллектуального развития ребенка, так и педагогическая запущенность, невнимательное отношение родителей и учителя к тому, как дети овладевают учебной программой.
Вторая форма – несформированность мотивации учения, направленность на нешкольные виды деятельности. Проявления – нет интереса к учебе, ребенок хочет только играть, начал ходить в школу с интересом, но постепенно интерес пропал. Внешние проявления сходны с симптомами несформированности навыков учебной деятельности – недисциплинированность, отставание в учебе, невнимательность, безответственность, но при этом наличие достаточного уровня познавательных способностей. Причины: стремление родителей «инфантилизировать» ребенка, считать его маленьким.
Третья форма – неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности. Проявляется в невнимательности, неорганизованности, зависимости от взрослых, ведомости. При отсутствии первичных нарушений причиной чаще всего являются особенности семейного воспитания: это либо вседозволенность и отсутствие ограничений и норм, либо полный контроль действий ребенка со стороны взрослых.
Четвертая форма – неумение приспособиться к темпу школьной жизни. Проявления: длительное (иногда до позднего вечера в ущерб прогулкам) приготовление уроков, иногда хронические опоздания в школу, частое утомление ребенка к концу рабочего дня, к концу недели. Часто причиной являются соматическая ослабленность детей, минимальные мозговые дисфункции, слабый тип нервной системы, а также особенности семейного воспитания: «тепличные» условия жизни ребенка, игнорирование родителями индивидуальных особенностей ребенка.
Как уже отмечалось выше, первичная адаптация – это период, длящийся ориентировочно первое полугодие обучения в школе. Именно на этот период приходится основная работа педагогического коллектива, психологов, родителей школьников, направленная на быстрейшее привыкание детей к школе, приспособление к ней как среде своего развития и жизнедеятельности.